Улучшать качество потребляемой информации недостаточно

Качество потребляемой информации важно для развития личности, так же как и качество потребляемой пищи важно для развития тела. Поэтому и рекомендуют фильтровать информацию и не пользоваться информационным фастфудом. Это правильно, но этого недостаточно.

Кроме фильтрации информации нужно заниматься разбором уже существующих в головах убеждений и закономерностей.

Суть развития мышления состоит в постоянном расширении и актуализации картины мира. Для этого рекомендуют фильтровать информацию, чтобы картина мира обновлялась продуктивнее. Однако у этого есть и обратная сторона.

У каждого человека есть набор убеждений и закономерностей, полученных в процессе развития, в основном в детстве. Они позволяют эффективно существовать и взаимодействовать с миром, позволяют не тратить энергию на постоянное обдумывание происходящего. Но наличие убеждений сужает восприимчивость, делает ее направленной.

С появлением соцсетей исследователи отмечают, что люди стали иметь более полярные мнения и все больше находиться в собственных информационных пузырях. Соцсети за счет обучения предлагают больше похожего контента, тем самым подкрепляя убеждения.

Чтобы делать картину мира объективнее и точнее необходимо рассматривать информацию с разных точек зрения. Полярные убеждения не дают это сделать, они просто отрезают ту информацию, которая противоречит этим убеждениям.

Если вы хотите иметь более открытый разум, делать свою картину мира более полной и объективной, то задумайтесь, а какие ваши убеждения и закономерности влияют на ваше восприятие.

Вячеслав, спасибо за пост! Ценный комментарий по поводу фильтрации существующей информации и убеждений, этим действительно нужно заниматься.

Что бы я добавила: фильтрация уже существующего информационного багажа – это по сути даже не задача, а проект уровня "построить дом": если поставить себе задачу "построить дом", то скорее всего вы ее не сделаете, а вот шанс реализации проекта "построить дом" уже сильно выше. Поэтому здесь я бы предложила использовать тот же прием, который Сонко Аренс предлагает использовать для личной базы знаний (zettelkasten, slip-box): с новой поступающей информацией работать по новым правилам и сразу заносить в созданную базу знаний, а старую потихоньку переосмысливать и переносить туда по мере сил и возможностей. То же самое и здесь: сначала перейти к потреблению качественной информацию на тему ваших интересов, а уже в процессе понемногу разбираться с убеждениями и расширять границы "информационного пузыря" рекомендаций.

В заголовке правильно "недостаточно")

RRR, спасибо, обновил!