Развитие эмоционального интеллекта вашего ребенка

Развитием эмоционального интеллекта ребенка в первую очередь должны заниматься его родители. Однако зачастую им самим не хватает нужных знаний на эту тему, ведь этому не учат в школе и институте, об этом не показывают передач по телевизору и не снимают фильмы. Т.е. Информационное поле обывателя на эту тему ничего особо не предлагает. К счастью теперь совершенно не сложно задавшись нужными вопросами найти нужную литературу. В этой статье я бы хотел кратко описать основы работы с эмоциями ребенка, которые я почерпнул из книги “Эмоциональный интеллект ребенка”

Итак существует пять ступеней эмоционального воспитания для установления эмпатии в отношении со своими детьми и повышению их эмоционального интеллекта:

  1. Понять эмоцию ребенка.
  2. Отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения.
  3. Сочувственно выслушать ребенка и показать, что он имеет право на такие ощущения.
  4. Помочь ребенку правильно назвать эмоцию.
  5. Обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему.

Для того, чтобы помочь ребенку осознать свою эмоцию, нужно в первую очередь хорошо осознавать свои собственные эмоции. Осознавать не значит поддаваться. При этом, согласно исследованиям, женщины и мужчины испытывают одни и те же эмоции, разница лишь в том, что мужчины реже их выражают. Однако это не мешает им также быть хорошими эмоциональными воспитателями. Помимо осознания, взрослый также должен уметь правильно выражать свои эмоции, справляться с такими негативными эмоциями как гнев, страх, обида, печаль. Обычными способами для развития навыков осознания своих эмоций являются ведение дневника эмоций, медитации, молитвы. Также могут помочь формы художественного выражения такие как рисование или игра на музыкальных инструментах. Для всех этих занятий необходимо остаться наедине с самим собой. 

Ребенку нужно давать право на негативную эмоцию. При этом вместо того, чтобы считать себя плохим родителем, если ребенок расстроен поломанной игрушкой или обманутыми ожиданиями, нужно использовать этот кризис как возможность сблизится с ним. Негативные эмоции это определенное испытание и в эти моменты жизни родители нужны ребенку больше всего. Цель родителя научить ребенка справляться с данной проблемой и в конце концов освоить искусство самоуспокоения.

Далее следует один из самых важных шагов эмоционального воспитания - сочувственное выслушивание. При этом выслушивание нужно понимать как внимательное отношение к ребенку, нужно увидеть его позу, телодвижения, глаза, мысленно стать на его место. Ребенку нужно дать понять, что вы полностью отдали ему свое внимание и готовы выслушать его без осуждения. Желательно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне. Имейте ввиду, что ребенок так же умеет читать язык тела, т.е. вам нужно принять свободную расслабленную позу, сделать глубокий вдох и приготовиться слушать, давая понять, что все ваше внимание направлено на ребенка и у вас есть для этого время. 

Довольно простой, но важный шаг - это правильно назвать эмоцию. Этот шаг важен тем, что помогает ребенку описать то непонятное для него состояние, в котором он находится. Тем самым происходит процесс самопознания и расширяется словарный запас ребенка. Он начинает понимать что, например, за злостью может скрываться также обида, ревность, разочарование, ярость. Кроме того ребенок понимает, что другие люди испытывают тоже самое и этому уже давно есть название. 

После того, как эмоция осознана, принята, названа конкретным именем обычно автоматически происходит переключение к шагу установки пределов переживаний и помощь в решении проблемы. На этом шаге нужно дать понять ребенку, что проблема возникла не потому что он чувствует себя неправильно, а потому что он неправильно выражает свои чувства. Все чувства, все эмоции, которые испытывает ребенок имеют право на жизнь и им надо доверять. На данном этапе задача родителя научить ребенка правильному выражению эмоций и установить ограничения на неприемлемые действия. Далее нужно определить цели, которые ставит перед собой ребенок. Если цели пока определить невозможно, то нужно дать ему еще выговориться и не торопить. Потом может оказаться, что все что он хочет, это помощь в решении задачки, или чтобы починили его любимую игрушку. Может быть и более сложная ситуация, которую нельзя поправить (например, смерть любимого питомца), тогда целью является принятие данной ситуации. Далее нужно обдумать возможные варианты решения проблемы. Для этого взрослый должен не только предлагать свои варианты, но и рассматривать варианты ребенка. Конечно, чем старше ребенок, тем больше вариантов должен предлагать именно он. При этом должно работать правило, что ни один из вариантов не может быть настолько глуп, чтобы отказаться его рассмотреть. Все варианты можно фиксировать на бумаге и проанализировать их задавая такие вопросы как: “Ты считаешь, это справедливо?”, “Как ты и другие будут себя чувствовать в таком случае?”, “Это безопасно?”. При этом, нужно поговорить о ценностях вашей семьи, о том что вы считаете правильным. Например о том, что вы не боитесь трудностей и встречаетесь с проблемой лицом к лицу. После того как все варианты действий оценены можно приступить к выбору одного из них. При этом ребенку можно давать рекомендации, но на них не стоит настаивать. Можно рассказать свой собственный похожий опыт из детства и описать результаты своих действий. Конечный выбор стоит оставить за ребенком, давая ему выбрать пусть и не лучший, но хотя бы безопасный вариант. Помните, что дети учатся на своих ошибках. При этом нужно назначить время для анализа выбранного решения в будущем, и если оно не сработает, то перейти к другому решению. Это даст возможность ребенку понять, что неправильное решение это еще не конец света и проведя корректировку можно приблизится к верному решению.

Надеюсь понимание данных шагов приблизит нас к развитию эмоционального интеллекта у нас и наших детей, а также увеличит количество счастливых людей вокруг нас.

Ребенок подражает также во многом эмоциональному поведению, то есть как справляется с эмоциями или как их использует для решения задач родитель/воспитатель, то есть повторю мысль, что если у родителя/воспитателя эмоциональный интеллект имеет недостатки, ребенок о них не знает.

Спасибо за пост, подталкиваете к намерению взяться за формирование эмоционального интеллекта)

Спасибо за пост, очень актуально! Сам стараюсь не ограничивать ребенка и помогать ему осознать эмоции. А тут как раз хорошо описано как можно сделать лучше.

Виталий, спасибо за отличный пост! Отмечу со своей стороны, что практики ненасильственного общения (ННО), которые нацелены на то, чтобы общаться бережно и со взрослыми в том числе, построены очень похоже. Разве что взрослые чуть лучше себя понимают (к сожалению, часто – ненамного лучше) и несут больше ответственности за форму выражения чувств.