Пост на тему лекции про этику

Лично мне кажется, что сложно сказать на тему этики что-то новое и значимое, если не нужно решить какую-то практичную задачу. Тем более я никогда не занималась изучением этого вопроса очень уж серьезно.

Но я уже 15 лет как в сфере маркетинга (сначала учеба, потом работа). А вопросы этики и маркетинга сильно переплетаются, поэтому поделюсь немного своими мыслями на эту тему.

Есть мнение (и я ему доверяю), что моду пить виски с колой начали продвигать в массы производители виски, которые хотели продавать свой напиток в более широких масштабах. Для «новичка»‎ виски может показаться горьким и невкусным, а со сладким напитком вроде ничего.

Настоящие ценители, конечно, скажут, что это своего рода «богохульство»‎. Но этот коктейль стал уже традиционным.

Или история про помолвочное кольцо с бриллиантом. Прекрасные традиции или маркетинг? Да, всего лишь маркетинг.. но какой красивый.

Или еще лучше, смываемая втулка туалетной бумаги...

Сформировать потребность — это высший пилотаж в маркетинге. Связан ли он с этикой напрямую? Да, конечно. А должен ли он формировать потребности? Я не могу сказать, что нет. Точнее я бы сказала, что он не только может, но и должен переформулировать потребность.

В последнее время мы все больше уходим от модели «впарить, что придумали»‎, к «придумать, что поможет»‎. Во время исследования потенциально потребителя есть важное правило: не спрашивать, что человеку нужно, чтобы решить его неудовлетворенность, а попросить описать какой-то процесс и предложить лучшее решение его проблемам. Такое, о каком человек бы никогда даже не подумал. После создания этого продукта мы в рекламе будем говорить о тех «болях»‎, которые нам поведал он сам. Является ли это манипуляцией? Возможно. Делаем ли мы этим потребителю плохо? Вряд ли.

В итоге мы получаем полезный продукт и довольного потребителя. Все счастливы, мораль не пострадала. Но почему мы пошли таким путем? Потому что мы хотим сделать мир лучше? Не думаю. Скорее потому, что так сложился современный рынок, только так купят и будет прибыль. Пока всех не захватили монополисты, конечно.

Есть ли здесь действительно место морали? Я считаю, что в рекламе, что в обществе место мораль занимает ровно столько, сколько надо, чтобы общество развивалось. Она не самоцель, это лишь инструмент, и я считаю, что относиться к ней нужно соответственно.

Здравствуйте, Мария. 
Спасибо за статью про этику. В соответствии с моим пониманием этичных вопросов из книги "Образование для образованных" этические вопросы довольно сложны на глубоком уровне и мало людей, которые их на самом деле понимают. А что касается морали, то на мой взгляд она если и является инструментом, то только инструментом оценки правильности своих и чужих поступков. В маркетинге правильным является то, что помогает продавать продукцию, а это несколько разные вещи. Но хорошо, если маркетологи хотя бы иногда задумываются над вопросами этики и морали :).

Мария, спасибо за пост! Интересная позиция, понимаю и почти целиком разделяю прагматичный подход к этике.
Хотела бы добавить,однако, что этика и мораль через культуру становятся важны не только обществу в целом, но и отдельным его представителям. Как это происходит: этика и мораль придуманы и совершенствуются (SOTA есть и тут) для повышения качества взаимодействий (и качества жизни) общества. Но как следствие, этичное поведение является более социально одобряемым и всячески внедряется в наше сознание, поэтому и мы сами по себе тоже склонны чувствовать себя лучше, когда ведем себя этично. Все счастливы) те этика и мораль, благодаря усвоенным культурным нормам, становятся важны для индивида и его собственного самочувствия. Такая вот эволюция сознания.

 

Спасибо за пост!

У меня довольно противоречивые мысли на этот счет. С одной стороны, если маркетинг делает потребителя довольным, то это не плохо. С другой стороны, все эти действия помогают выращиванию общества потребления, что довольно неоднозначный тренд.

Являясь частью такого общества, я, все таки, более склонен к тому, что подобный маркетинг это благо, так как жизнь становится комфортнее и появляется больше возможностей для самореализации для тех, кто готов эти возможности использовать.

Мария, интересный пост! Мне кажется, что оценка возможности влияния маркетинга на мораль общества преувеличена. Скорее маркетинг улавливает потребности общества и отвечает на запрос. Да и общество воспринимает только отклонение от средней величины, а не саму величину. Так, даже, если сползание морали и происходит, оно будет не быстрым и многие этого даже не заметят. Да и то, потом окажется, что это все предрассудки.

Кроме того, общество - структура сложная, организуется сама и часто развивается реагируя на раздражитель, т.е. против кого-то, чтобы выжить или еще зачем-то. Само изменение маркетинговой концепции от "впарить" до "помочь", как мне кажется является реакцией на раздражение от постоянного впаривания, т.е. общество способствует изменению макетинга, это связанные системы.