Роль это своеобразный набор алгоритмов поведения в зависимости от прикладного аспекта самой роли, понятие «РОЛЬ» близко с понятием МЕТОДОЛОГИЧЕКОЕ МАСТЕРСТВО, понимая интерес конкретной роли, а именно те параметры или критерии при которых роль может считаться успешно исполненной, человек сам себе проясняет картину текущего поведения и может более эффективно планировать свои действия, учиться.
Роль - это третий вид мастерства - прикладного, в слове прикладное уже содержится частично ответ раскрывающий понятие РОЛЬ - профессия. Хотя есть и вопросы - сын, отец, муж, мужчина - это роли? Думаю да, т.к. они как и профессии предполагают исполнение определенных практик (алгоритмов поведения) и соответственно "получение" соответствующих конкретных продуктов в зависимости от того на каком уровне мастерства эти практики были использованы.
До прохождения курса не задумывался о том, что исполняю в жизни множество ролей, вероятно, как и большинство людей. Выполняя домашку "прописать основные роли в жизни и соответствующие. им практики" подумал вот о чем. Во первых я не знаю (не знал, не задумывался) какие практики соответствуют конкретным ролям, которые я исполняю в жизни, т.е. получается жизнь текла как бы на автоматизмах, что-то разумеется, продумывалось (стратегировалось), но до системного подхода было далеко, я не выходил за "пределы себя", чтобы посмотреть на себя с точки зрения набора ролей и критериев успешности их исполнения (критериев качества соответствующих рабочих продуктов). Во вторых если я пропишу (продумаю) как сами роли, так и ролевые интересы с критериями успешности исполнения этих ролей, то жить будет много проще :), я по сути сильно детализирую фрагмент карты "своего" мира, многое станет понятней, как по мне самому, так и по другим людям. В каждый момент времени, в зависимости от контекста, можно будет оценить в той ли роли я или другой человек находится и насколько успешно ее исполняет, соответственно можно будет более эффективно вносить поправки как в моменте так и на будущее при планировании (так как повысится степень «адекватности»).
Теперь сложное – пример, возьму роль "Отец"
- «Отсутствие понимания роли».
Я не понимаю, что это роль, соответственно не понимаю свой ролевой интерес, (поправка осознанно не понимаю), т.е. у меня нет четкого понимания ролевой зоны ответственности (это собственно интерес) как отца, нет понимания системы координат, и я действую по наитию, в основном по доминирующим в среде паттернам поведения. Т.е. отдал детей в школу и думаю (уверен), что все хорошо, принес двойку или тройку отругал или накричал и наказал, заболел ребенок дал парацетомольчика или доктора вызвал и стал давать таблетки которые доктор прописал, принес пятерку сводил в макдоналдс и т.д., т.е. действую ситуативно (не осознанно) по средовым доминантам, обобщая - если ребенок живет и развивается по «удобному» для меня сценарию – хорошо учиться, не болеет, не отвлекает вопросами, убирает игрушки после игр и т.д. я его хвалю и покупаю шоколадки, если этого нет, т.е. мне приходится по несколько раз повторять чтобы убирал тарелку в раковину после еды, что он должен хорошо учиться и т.д., то я «врубаю режим силы» - наказываю и кричу. В результате происходит «игра в рулетку» - т.е. конечный рабочий продукт - кем вырастет ребенок, зависит от случайных факторов, в большей степени средовых.
- «Понимание роли». Как только я понимаю, что это роль и понимаю элементы ролевого интереса, то могу уже намного осознаннее и качественнее исполнять роль и вообще двигаться в сторону улучшения ролевого мастерства.
Интерес роли Отца – это физическое, интеллектуальное и психическое здоровье детей, как фундамент, что предполагает крепкое здоровое тело, поэтапно развитый соответствующему возрасту интеллект и уравновешенная психика, в первую очередь спокойное приятие ситуаций, когда «НЕ по сценарию» с последующим умением спокойно решить вопрос самостоятельно, либо с помощью, взрослого, допустим папы или мамы или дедушки и т.д. Плюсом к фундаменту идет и хороший крепкий дом – это дивергентное мышление, проектное мышление (оно же системное), гендерная самоидентификация, активная жизненная позиция (сохранение интереса на все возрастные периоды) и конечно ценности (этика и т.д.). (Поправка – это мое субъективное описание ролевого интереса роли «отец».)
Так вот, если я «понимаю» РОЛЬ, то условно учусь как по учебнику. Понимаю, что имеет смысл изучить ряд дисциплин, по здоровью, по когнитивной психологии., по возрастной и т.д. Загрузить так сказать дисциплину в голову, после чего полученные знания реализовывать, т.е. условно «технологии в руки». Если я не понимаю РОЛЬ, то иду вслепую. Это как дом строить по проекту или без проекта, вслепую - очевидно, что с проектом и легче, и быстрее, и качественнее.