О связи мастерства и управления вниманием - лекция 4

На первых 3 лекциях курса говорилось в общих чертах о том, что необходимо для того чтобы успешно менять мир в соответствии со своими интересами и неудовлетворенностями. Вводились понятия мастерство (прикладное, методологическое, собранности), практики, время, неудовлетворенность. Здесь опишу роль и важность управления вниманием в развитии практика-деятеля.

Понятия

Внимание, уровни внимания, время, непрерывность внимания, сознание, модель сознания, построение картины мира, восприятие(важность, явность/осознанность), удержание внимания, внешняя среда, внутренние состояния, выбор уровня внимания, экзокортекс, практики, выбор практики, роль, самонаблюдение с волевым началом.

4 уровня внимания

Мы выделяем 4 уровня внимания: в моменте, фокусное, привычки, жизненное. Различаются они по объему/масштабу времени, которое должны охватывать.
Внимание на каждом уровне должно быть непрерывным. Непрерывность не воспринимаем буквально. Непрерывность фокусного внимания - значит что нужно непрерывно в течение n минут делать то, на что решил обратить внимание, и не пропускать ни минуты. Непрерывность внимания привычки заключается в том, что ты должен непрерывно возвращаться к действию Х, раз в n дней, и не пропускать ни одного раза/дня. Непрерывность жизненного внимания в том, чтобы возвращаться к действию/практике Х раз в n месяцев или лет, и не пропускать ни одного месяца/года. При этом мы говорим, что эти уровни внимания/время вложенны одно в другое: если изменить стратегию жизни, обращать внимание раз в n месяцев уже на другие штуки, то это определит то, на что твое внимание будет направлено каждые n дней(внимание привычки) и каждые n минут(фокусное внимание). Это в идеале. В реальности же с этим могут возникнуть проблемы, и если оказывается, что дела/практики на уровне внимания пониже не способствуют выполнению дел/практик уровня выше, то их нужно подправлять. Если хочется заниматься своим телом всю жизнь, и ты каждый квартал/год проверяешь состояние тела и решаешь что делать дальше, но при этом заметно, что уровень внимания привычек не справляется, то нужно поработать над уровнем внимания привычек. Если же оказывается, что с привычками всё в порядке, и каждые n дней ты начинаешь нужные дело/практику, но при этом плохо на них фокусируешься и делаешь их плохо, то спускаемся на уровень фокусного внимания и изучаем/тюним практики этого уровня. Например, я всегда отдыхаю во время перерывов в практике помодоро, но делаю это очень плохо. Поэтому эффекта от привычки такой нет, нужно спускаться ниже.

Как связаны сознание и внимание

Модель сознания

Сознание - это по сути модель того, на что направлено внимание. От внимания мы получаем данные из внешнего мира, в т.ч. сигналы тела, и им же, через процесс cognition/восприятия выделяем паттерны в этих сигналах. Например, я получаю данные с глаз и вижу нечто, далее процессом cognition, на основе того, что мне важно и что я осознаю, я получаю в Сознание от Внимания следующие концепты/паттерны/предметы: Лампу, ноутбук, наушники, стену, стол. При этом я не получаю того, что мне неважно и того, что я в принципе не осознаю: детали конструкции перечисленных предметом мне неважны, внимание не передало в моё сознание данных о том, из чего сделаны те предметы. Так же оно не передало некоторые данные о составе материалов некоторых деталей тех предметов, просто потому что оно не знает этого, не осознаёт, оно не в состоянии выявить подобные паттерны. А выделять можно бесчисленное множество деталей, и в зависимости, например, от исполняемой роли, важность одних паттернов будет преобладать над другими и я, принимая данные о лежащем на столе ноутбуке буду думать только о тех его частях, которые важны для удобства печати на нём. А в другой роли, моё внимание будет передавать мне данные о том же ноутбуке, но связанные уже с защитой, безопасностью информации на нём.
Далее сознание уже может понимать, какие паттерны/модели имеются, что они, например, не помогают справляться с неудовлетворенностью, и затем сознание может принять решение выбрать новые модели и паттерны - освоить новые практики с их дисциплинами и теориями, которых сейчас в голове нет. Теперь остаётся лишь удерживать внимание на Новых паттернах/моделях/теориях/дисциплинах. Имея внимание, которое теперь выделяет иные паттерны в поступающей информации, можно рассчитывать на какое-то изменение в мире из-за новых действий в связи с новыми моделями мира.

Осознание своих интересов/неудовлетворённостей

Этот процесс можно направить и на сами жизненные интересы. Понятно, что всё приходит извне, но вообще на уровне жизненного внимания можно думать о том, какие неудовлетворенности/интересы хочется иметь, какие системы строить, какими проектами заниматься. Т.е. можно отследить сознанием, что тебя заботит Х, подобрать новые модели/картину мира, при которых Х уже не заботит, а заботит Y, встроить эти новые модели себе в голову (удержать на них внимание) и жить с новыми интересами и неудовлетворенностями. Т.е. не всегда даже удовлетворять все свои неудовлетворенности может быть нужным, иногда достаточно осознать их и понять, что вообще-то они не интересуют и не должны волновать.

Ещё немного о том, как влиять на текущие интересы/неудовлетворенности. Пример про цвет предметов у меня на рабочем месте(ноутбук, лампа, стол, наушники) в зависимости от того, что я хочу поменять и какие у меня неудовлетворенности. Если мне важно, чтобы было приятно и красиво, я обращаю внимание/выделяю объекты, которые важны для этого. При этом у меня может какая-то своя модель того, что является красивым. Я могу её осознать, понять какие выделяемые паттерны в поступающей информации делают возможным красоту. Например сочетание цветов предметов. Т.е. моё внимание выделяет цвета предметов, когда меня интересует красота и комфорт рабочего места. Сознанием я могу понять, что такая модель красоты меня не устраивает, и я хочу другую, хочу чтобы при мышлении о красоте у меня внимание выделяло в качестве важного другое. Имея это понимание в сознании, можно учиться определенным моделям эстетики/стиля/дизайна и радоваться уже такой, окультуренной, признаваемой какой-то частью общества, красоте.
Таким образом, сознание может принять решение о смене выделения паттернов/моделей в некоторых ситуациях (обретению новой роли или практик в ней), а так же удерживать внимание на этих новых паттернах.

Внимание, сознание и выбор терминов в речи

Так же вспоминается важность и неважность слов-терминов - если это держать в голове, можно понять, что в разговоре у двух людей могут быть совершенно разные модели, хоть и названные одинаково. Имея такие модели, люди думают в разных понятиях, не раскрывая это напрямую в разговоре.
Вот возьмём понятие свобода. Попробуйте выделить, на что конкретно обращается ваше внимание, когда вы рассуждаете о свободе. У разных людей тут будут совершенно разные модели. Поэтому не сомневайтесь например в том, что народ Северной Кореи - самый свободный народ. Тут важны не столько слова/термины, сколько понятия и модели, скрывающиеся за ними. С тем, как понимать, какие модели в головах у людей, может помочь например Уличная Эпистемология.

Вместе с тем по терминам можно определить, какими моделями пользуется человек, из какой роли говорит. Можно понять, что для него важно/интересно, какие штуки его внимание выделяет. Поэтому слова/термины важны.

Как удерживается внимание

Чтобы удерживать внимание на новом паттерне, выделении определенных объектов/понятий из поступающих сигналов, нужно понимать, какой уровень внимания сейчас вообще затрагивается. В зависимости от этого, применять соответствующие этому уровню внимания практики удержания внимания. Заниматься как-то иначе своей жизненной стратегией - значит затрагивать уровень внимания жизни (и если надо ниже). Заниматься как-то иначе печатью на клавиатуре - значит затрагивать уровень внимания привычки(и если надо ниже). Так же важно понимать, кто/что вообще влияет на удержание внимания на каком-то уровне. На уровне моментального внимания, внимание удерживается или не удерживается в основном за счёт способностей и возможностей тела и мозга. Человек извне не может своими словами повлиять на то, что ваша нервная система начнёт вести себя иначе - вы и сами то не всегда контроллируете свои внутренние состояния. Здесь могут помочь специалисты с приставкой психо-, а так же специалисты, занимающиеся непосредственно телом.
А вот на жизненную стратегию [информационная] среда может влиять гораздо сильнее вашего тела и мозга. И тут уже совершенно другие практики по удержанию внимания на уровне жизненной стратегии.
Экзокортекс используется почти на всех уровнях внимания, возможно кроме самого низкого уровня - внимания момента. В тексте о формировании и воплощении идей как раз описаны стадии/этапы деятельности человека , которым соответсвуют разные уровни внимания. Поскольку человек играет множество ролей, занимается одновременно построением совершенно разных систем, в случае каждой системы он должен осознанно находиться на всех уровнях внимания, поддерживать его соответствующим экзокортексом и доводить свою деятельность до реализации проектов, создания интересующих систем.

Обозначу особенную практику, которая выполняется на всех уровнях внимания - самонаблюдение с волевым началом. Мы должны отслеживать моменты, когда непрерывность внимания нарушена. Внимание тут на разных уровнях. Осознав нарушение непрервыности нужно мочь вернуть своё внимание в нужное русло. Если мне важно в роли пишущего пост фокусным вниманием выделять объекты пост, черновик поста, поле ввода, заголовок и пр., а моё внимание мне подсовывает человека, которому хочется ответить в телеграме - непрерывность фокусного внимания нарушена и нужно мочь вернуть его. Если я перестал заниматься физкультурой каждый день или практиковать медленное чтение, нужно это заметить и вернуть непрерывность внимания привычки. Как это делается - я пока не знаю, но иногда достаточно заметить сам факт прерывания внимания. Сознание в реальном времени, сейчас буду создавать новый паттерн находу: Итак, я понимаю, что когда я пытаюсь вернуть внимание в нужное русло, я ничего не делаю. Возможно, стоит загрузить в голову новый паттерн при такой ситуации, а хотя бы просто говорить себе вслух "Ты отвлекся, вернись обратно!". Новый паттерн определен, теперь нужно удержать внимание на нём - это уровень внимания привычки. Какой экзокортекс тут буду использовать: я уже каждый день закидываю мысли/идеи/наблюдения в инбокс в Focus:To-do, а на следующее утро переношу эти заметки в обсидиан в раздел дневника, где пишу что со мной было вчера. Можно просто в инбокс добавить таск "отвлечения", и в течение дня туда после слов "Ты отвлекся, вернись обратно" в поле Notes записывать отвлечение. В дневнике же будет раздел Отвлечения, куда из инбокса будет переноситься таска Отвлечения со всеми записями. В конце недели дневник разбирается, и если окажется, что в Отвлечениях ничего не записано, то я не удержал внимания на новом паттерне, я не говорил "Ты отвлекся, вернись обратно".

ОЙ ОЙ ОЙ РЕКУРСИЯ. я пытаюсь научиться удерживать внимание, удерживая внимание.

Хотя нет. У меня были проблемы с удержанием Фокусного внимания. А я предложил способ настройки Фокусного внимания, путём создания новой привычки - а там уже внимание Привычки. Так что никакой рекурсии, там внимание разное

Может быть я не правильно понимаю, но внимание и сознание они не разделимы. Это как луч от фонарика ночью,  фонарь сознание -луч внимание или наоборот как кому нравится .  Куда твое сознание направлено, там и светло, чем больше ты осветил тем больше осознаешь. Чем дальше светишь , быстрее едешь. Мне как водителю со стажем  легче проводить аналогию с машиной. Сел в авто, вкл зажигание и мгновенным вниманием  оцениваешь показания приборов и готовность машины к движению. Ясный день , можно двигаться. Вкл фокусное внимание , нет ли помехи , смотришь в зеркало заднего вида или боковое, вкл. повортники и вперед за знаниями. Пока едешь днем все ясно и понятно, но со времением больше узнаешь и понимаешь что знаешь не много и  надо осветить тьму неведения, вкл. ближний свет, узнал еще больше  и поехал быстрее это привычное внимание и сознание, очередная порция знаний открывает очередной горизонт неведения и сново надо вкл дальний свет это уже жизненное внимание и сознание. Скорость можно еще больше увеличить , да бы быстрее приехать к своей жизненной цели. Если встречаются проблемы на пути, они решаются в зависимости от  сложности или на своем уровне или на ступень ниже. Т.е. проблемы с дальним светом устраняются при ближнем свете, и т.д.

Или вообще во время остановки.  Но всегда нужно отводить время на технический осмотр и профилактику. Уточнять маршрут движения.

Далер, спасибо за пост, хорошо получилось! Особенно понравилась часть про выделение важного/неважного на примерах ноутбука, лампы и тп. Очень верно ухватили суть: и применительно к себе (в некоторой роли), и применительно к рабочему проекту мы выделяем важные объекты явно/осознанно и дальше работаем с ними для изменения ситуации. Те тут и управление вниманием в проекте (коллективное мышление), и управление вниманием применительно к себе.

Напишите пост про ваши затруднения в применениях практик, попробуем дать обратную связь для улучшения. По поводу того, как осознанно возвращать внимание к важным объектам на каждом уровне внимания – надо брать книжку, которая описывает конкретный уровень, и применять практики этого уровня (спускаться ниже, если не получается). Те проблемы с постановкой привычки – берете книжку про привычки (в списке доп литературы есть), проблемы с фокусировкой внимания в рассуждении – берете книжку про помодоро и тп. Еще хорошая практика прогуглить посты/обсуждения на эту тему в блогах (англ и рус) – вы наверняка не первый, кто сталкивается с подобной проблемой, так что надо брать и заимствовать придуманное кем-то (а уже поверх накручивать свое), чтобы не изобретать велосипед.

Владимир, в принципе верно: сознание – это внимание к вниманию (куда и как оно направлено – на вашу беседу в толпе на улице, на шум толпы вокруг, звуки проезжающих мимо машин и тп). Но тут еще есть момент, что некоторые поведенческие паттерны у нас есть в сознании и проявляются в поведении, но при этом мы их не осознаем, например, из-за специфики школьного обучения (одна тема – одна оценка) мы привыкаем максимально откладывать момент принятия решения и тп, на эту тему скоро будет мой пост. При этом явно мы этот поведенческий паттерн, который потом на принятие решений по работе, к примеру, влияет, не осознаем (явно не выделяем), но он есть.
Так что аналогия с фонариком не охватывает целиком понятие сознания, а только его "важный, осознанный" аспект. При этом у нас в сознании может сохраняться информация, и при повторном обращении к информации мы можем замечать то, что не заметили в первый раз (когда смотрите на фото, а потом в первую очередь вспоминаете основные/важные детали, но можете и припомнить второстепенные, цвет рубашки там; или в примере с лампой – обычно при обращении с вашей настольной лампой вас волнует, работает ли она после нажатия на кнопку, куда падает свет и не запылилась ли она. При этом вы можете обратиться к памяти и вспомнить / воссоздать по внешнему виду хотя бы примерно ее материал или конструкцию даже не видя лампу – потому что в сознании сохранилась эта много раз виденная лампа). 

Но для практик, предлагаемых в курсе, наибольшее значение имеет, конечно, именно осознанность (явность) и важность при применении практики. Чтобы успешно удержать внимание на изменении физического мира, надо, чтобы вы осознавали, что делаете и зачем, а также чтобы считали действия достаточно важными, чтобы продолжать (более важными, чем то, что вы могли бы делать вместо этого).