Конспект лекции №2

Обучение и время

Люди описывают то что находится в физическом мире со своей точки зрения. Часто когда люди спорят о чем то или ищут правду в чем то, скорей всего часто это спор не прагматичный. В связи с этим у нас появляются темы связанные с теориями.

Успешные люди известные тем, что они создают определенные системы. И обычный человек проживая жизнь тоже создает системы.

Одна из картин мира чем обусловлено поведение человека:

  • Заложенное биологией поведение (геном, инстинкты, …
  • Заложенное окружающей средой (культура, школа и обучение, СМИ и соц.сети, мемы.

Жизнь человека зависит от окружающей среды, наследственности, мастерства, удачи.
Мастерство – это освоенные теории и методы, которые дают понимание реальности (моделирование) и использование влияния среды, понимание психологических аспектов, ролевое мастерство в создании систем.

Мастерство нам помогает взамодействовать с окружающей средой, понимать плюсы, использовать влияние ее, помогает мастерство как то моделировать окружающую среду для совершения лучших действий. Наследственность у всех разная.

Зачем образование конкретному человеку? Лично для меня. Но ведь образованием занимаются все, предприятия и т.д. Разобрать эту конструкцию. Как разобраться с тем что нужно лично мне? Это будет легкий заход на личную образовательную траекторию. Что то нужно всем, а что то отдельному человеку.

Зачем нужно образование ? Кому нужно ? Есть много разных точек зрения. А с какой точки зрения ты смотришь на образование? Ноам Хомский высказал свою точку зрения на этот счет.

Общественный взгляд:
Образованная элита – «деятели», «ответственные», а остальные – «зрители».
Воспитанное народонаселение, но с шаблонным (процессным) мышлением.

Личный взгляд:

  1. Повышение вероятности (теории) хороших решений и средство для создания успешных систем.
  2. Расширение интересов и соответственно более интересная жизнь.
    Кто заказчик вашего обучения - мы сами. ШСМ тоже преследует цель обучая нас.
    ВУЗы готовят для работодателя и государства?
    Любое обучение – это создание системы: «вы из себя» или «кто-то из вас».

Большинство того что происходит сегодня в образовании очень часто проявляется шаблонное мышление. Нам хочется чтобы сразу было все понятно 1-2-3. Вот скажи что нужно сделать. Если не дается такого ответа то кажется что ты ответ и не получил. В общественной массе очень распостранено это и правильным образованием считается то что ты выделишь для себя сам, что лично мне нужно.

Навязывание моделек по которым мы живем происходит почти всегда неосознанно.

Человечество в целом – успешно, а что на уровне человека?

ШСМ ориентируется на отдельного человека, помогает жить интересной жизнью посредством развития системной собранности и усиления интеллекта.

Счастье и успех – рукотворные состояния, поэтому к ним применим системно-инженерный подход. Позиция ШСМ – это связь психологии* и системного мышления*: наши желания, потребности и неудовлетворенности связаны с играемыми ролями и создаваемыми системами.

Осознанное обучение – это создание из себя бесконечно развивающего деятеля/практика (одновременно мастера собранности, интеллектуала и профессионала), владеющего мастерством собранности, интеллектом и прикладным мастерством.

Школа топит за то чтобы был личный взгляд на образование, лично каждому человеку необходимо создавать разные системы для того чтобы менять мир (вырастить сына , посадить дерево и т.д.- спектр систем которые мы выполняем)

Образование задает наши потребности, интересы, желания. Чем шире наши интересы тем потенциальней у нас интересная жизнь.

В течении жизни нас всегда кто то учит , почему? Что хотят из нас сделать? Любое обучение это процесс создания системы ВЫ. Создаем ли мы из себя систему?

Собранность и интеллект - это индивидуально.

Желания, потребности, неудовлетворенности мы должны связывать с ролями и создаваемыми системами.

Осознанное обучение - мы сами являемся заказчиками своего обучения. Создаем из себя деятеля/практика - тот который владеет мастерством собранности, имеет развитый интелект и прикладным мастерством по какой то профессии.

Уровни мастерства

Представим себе некоторого деятеля, практика, который владеет определенным мастерством на таких трех уровнях (как на слайде). Это представление реальности как можно было бы разделить знания которыми владеет человек. Напомним себе что компетенции это знания, умения , навыки - все то что позволяет принимать решения, понимать и изменять мир.

Мастерство собранности ставилось в садике, в школе.

Мастерство собранности ставят с детства, на курсе делается апгрейд.

Методологическое мастерство – это признак интеллекта, который определяется способностью разобраться в новой ситуации, поставить и решить новую задачу.

Прикладное мастерство – это мастерство специалиста в определенной деятельности.

Специалист создает в физическом мире рабочий продукт, который может быть описанием (документом) или системой.

Схема в текст. Описываем сверху вниз.
Мастерство собранности - помогает освоить прикладное мастерство и дает способность освоить методологическое мастерство
Методологическое мастерство - помогает выбрать и быстро освоить прикладное мастерство
Прикладное мастерство - в связке с мастерством собранности и методологическим мастерством создают рабочий продукт

Мастерство собранности

  • Для чего необходимо: выявлять возможности, ставить цели и выбирать системы, осваивать и применять методы создания систем, реализовывать планы до логического конца.
  • Что такое: человек-мастер собранности, «владеющий собой» («собранный в кучку» в нужный момент), в т.ч. владеет ролевым мастерством и имеет кругозор, ….
  • Как ставится: осознанное обучение дисциплинам (понятия, модели) и систематическая тренировка по технологиям.

Методологическое мастерство - поднятие интеллекта

Интеллект - способность быстро качественно разобраться в новой ситуации. Ставить себе новые задачи и искать методы как решить эти новые задачи. Сильный интеллект - это когда мы быстрее разбираемся в новой задаче, делая это более качественно.

Человек владеющий методологическим мастерством - интеллектуал, владеющий SOTA трансдисциплинами, в т.ч умеющий быстро осваивать новые прикладные практики и способный формировать новые интересы.

Методологическое мастерство нового века поменялось. Оно быстро не берется, потому что не хватает мастерства собранности.

Учить системному мышлению, онтологике, вычислительному мышлению

Те кто более собранные, дисциплинированные, писали себе расписание, проигрывая где то в уровне развития в текущий момент, на длинной дистанции все выигрывали.

Мастерство специалиста - прикладное мастерство.

Именно прикладное мастерство создает продукт за который платят деньги. У бухгалтера продуктом будет бухгалтерский баланс.
Рабочий продукт, который может быть описанием (документом) или системой.

Можем более явно понимать какие цели мы ставим, доводить дела до конца

Как мы смотрим на мастерство собранности? Можем представить, что есть такой человек - мастер собранности

Как ставится - через осознанное обучение, когда мы понимаем что нужно учится определенным дисциплинам, выявлять понятия, модели, систематически тренироваться по определенным технологиям.
А еще (по слайду):

  • изучением трансдисциплин (системное мышление, онтологика и коммуникации, научное мышление, вычислительное мышление, …);
  • реализацией рабочих проектов с применением трансдисциплин и прикладных практик (технологий), что необходимо для тренировки совмещения разных моделей мира.

Раньше тоже давали методологическое мастерство и люди были способны освоить некоторые профессии, токарь, например. Оно отличается от методологического мастерства физика.

Почему это важно сейчас? Десятилетие назад так быстро мир не менялся. А дальше будет еще быстрее.

Трансдисциплины. Ими ставят методологическое мастерство. Транс - над. То есть она может применяться к целому ряду дисциплин: менеджмент, инженерия, предпринимательство. Потому что в системном мышлении используются понятия со всех этих отраслей. Мы можем изучать благодаря трансдисциплинами и те которые под ними.

Прикладное мастерство необходимо для того чтоб работать в реальной проектной команде. Мы уже знаем как создавать определенный рабочий продукт по своей деятельности

Как ставится прикладное мастерство- конкретное обучение проф дисциплине, нарабатывание опыта.

Чем отличается метод и теория

Трансдисциплина используется в других дисциплинах типа предпринимательстве, инженерии, менеджменте

Вспоминаем, дисциплина=теория=модель=описание физ.мира.

А методология/метод это совокупность практик, которые позволяют полностью создать какую то систему.

Пример - метод сборки автомобиля. Это совокупность каких то практик, например сварки, сборки деталей и т.д.. Любой метод с точки зрения природной составляющей это практика

Практика = дисциплина (Теория) + Технология. (часто название практики и дисциплины совпадает)

Практика помодоро. Технология - софт помодоро в смартфоне. Теория это понятия дисциплины.

Практика отличается от дисциплины тем, что в практике есть еще определенная технология, которая позволяет довести не просто как описание, а создать определенный рабочий продукт в физическом мире

Скорость обучения новым дисциплинам задается через верхний уровень - трансдисциплин.

Трансдисциплины дают язык для дисциплин (теорий), понимание взаимосвязей и возможность сопоставления теорий.

Мастерство = компетенция, но не совсем равно знаниям умениям и навыкам. Потому что например, знание есть а умения может не быть, умение это когда знаю и умею, навык это когда появился опыт. А еще случается такое - вроде бы и знаю, вроде бы и умею, вроде бы и навыки есть но я не могу сделать то что от меня требуется потому, что всегда нужен какой то внешний раздражитель или надо создать какие то неидеальные условия для того чтобы можно было применить эти ЗУН.

Кругозор - знание о мире с чего он состоит, которое формирует наши интересы и позволяет встраиваться в любую деятельность (проект). Узнали о том что плавание вид спорта который развивает все мышцы - появилось желание плавать и т.д.

Удовлетворение интересов это когда мы реализуем прикладное мастерство. Хорошо плаваю - так я удовлетворяю свой интерес к плаванью.

Деятельностный кругозор - предпринимательство, менеджмент, инженерия - области знаний. Он дает нам ширину и глубину интересов.

Интересы формируются культурой или обучением. Маугли, впринципе, имеет тоже интересную жизнь (с его вьюпоинта). А в людях которые живут в каменных джунглях могут быть такие же интересы как и у маугли (просто пример)

Если речь идет о больших, широких интересах, то у нас, потенциально должна быть более интересная жизнь, мы хотим много чего поменять в мире. Большой калибр личности.

Cовокупность прикладных практик определяет нас как человека.
У каждого человека сочетание прикладных практик свое, и именно этим мы и интересны.

Т-люди

По горизонтали - методологическое мастерство, трансдисциплины, мастерство собранности, по вертикали - прикладные практики.
Дополняется еще большим кол-вом прикладных практик.

«Интегративная сложность» - это способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи, а затем интегрировать их в более крупные.

Интегративно-сложный человек (деятель/практик) – это человек осознанно формирующий и удовлетворяющий свои интересы, а для этого постоянно совершенствует свое мастерство.

Потребность (неудовлетворенность, желания) человека или его интересы удовлетворяются реализацией практики (когда человек играет какую-то роль).

"Бухгалтер и еще хороший плавец" "Сыщик да еще и на скрипке играет"

схема которая увязывает психологию и системное мышление

Интересная жизнь будет тогда когда наши широкие или глубокие интересы у нас удовлетворяются. Просто иметь широкие интересы смысла нету, у нас будут завышеные от чего то ожидания, как их удовлетворить непонятно. А удовлетворяем неудовлетворенность за счет того, что мы исполняем определенные роли, реализуем определенные практики и тем самым создаем какие то рабочие продукты. Осознанно. Постепенно. С изучением определенных практик

Например, интерес - катания на лыжах, значит мы изучаем практику катания на лыжах тоесть не просто стоим и пытаемся сделать что то методом проб и ошибок а реально тренируемся, осваиваем практику, удовлетворяем нашу потребность, интерес.

Интересно предпринимательство? Стаем в роль предпринимателя и изучаем предпринимательство

Собранность + интеллект + кругозор = Платформа саморазвития

Мастерство собранности включает:

  • Ролевое мастерство, кругозор, психопрактики
  • Умение и желание учиться
  • Самодисциплина, внимание, …

Методологическое мастерство и кругозор включают:

  • Методологические трансдисциплины, деятельностный кругозор
  • Скорость обучения и вероятность
  • Интересы и калибр личности

Прикладное мастерство включает:

  • Методы и прикладные практики
  • Результат удовлетворения интересов (рабочие продукты)
  • Умения принимать решения по специализации

ЗАДАЧА

1.Выделите практики собранности, методологические и прикладные методы

  1. Трансдисциплины и дисциплины

Анатомия человека, Физическая культура, Медицина, Системное мышление, Стоматология, Менеджмент, Плавание, Практики проектного управления, Чек-листы, Кроль, Планирование расписания, Операционный менеджмент, Научное мышление, STEM и т.д

Время это тот ресурс который нужно тратить осознанно иначе он потратится сам.

Мотивация будущим (причина и следствие): будущее основано на собственном опыте и человеку сложно осознать слова о возможных проблемах в будущем.

Мотивация будущим работает очень плохо. Например если я не буду делать то то в будущем будет проблема, хотя и кажется важным. Хотелось бы найти поддержку такой мотивации, мотивировать будущим очень сложно, потому что каждый видит его по своему. И когда даже старшое поколение говорит вот делай то иначе будет там - впринципе это мало кому доходит. Тем не менее про будущее надо тоже помнить, говорить.

Наша человеческая жизнь очень сложна, и нам на эту жизнь надо посмотреть по каким то частям. Как бы эти части нарезать, выделять, мы можем с концепцией времени. Почему по кусочку? Потому, что мы на курсе обсуждаем по кусочку за 1 раз. (в части внимания, роли, деятельности которую проводим)

Время - валюта.

Время такой ресурс который очень сложно пощупать, поэтому мы постараемся перевести его в физический мир с помощью выполнения каких то активностей.

Концепции времени (по слайду):

  1. Время как ресурс:
    1.1. Время как «инвестиции» (личное стратегирование): выбор, вложение, планирование и т.п.
    1.2. Времяпрепровождение (осознанность): время в роли, отдых, здесь и сейчас (в моменте) и т.п.
    1.3. «Продление» времени (периодичность): энергия, запас, время жизни.
  2. Работа со временем:
    2.1. Время и внимание: разные промежутки и вложенность времени.
    2.2. Время в системной инженерии: время эксплуатации, жизненный цикл, методологическое время.

Планирование и мотивация (по слайду):
Вы уже работаете в предприятии имени себя, только валюта – это время:

  • важно планирование времени на определенный горизонт;
  • приоритетность выбирается из понимания рабочего продукта (система);
  • перерасход и завышенные ожидания;
  • систематичность и интуитивность планирования.
    Пример: план обучение на 12 недель курса, «экономика времени» как практика учета времени.

Мотивация – своевременность инвестирования:

  • время детства, юности, расцвета сил и старости – это разное время;
  • упущенное время можно компенсировать только за счет повышения эффективности вложений.
    Пример: время учебы в ВУЗе и в зрелом возрасте (объем знаний тот же, но время меньше).

Время нужно чтобы разложить жизнь человека на части («по кусочку за раз»): внимание, роли, промежутки работы и отдыха, …

Мастерство работы со временем – это часть мастерства собранности, т.к. нужно «собирать себя в кучку» в нужное время (от момента до всей жизни).

Приоритетность вклада времени в физическом мире должен быть результат который должен быть образован (рабочая система, продукт)

Перерасход времени. Бывает мы вписываемся в какие то проекты не понимая что это за собой потянет. Все как с деньгами. Не совсем осознанно.

Систематичность планирования очень важна. Пока не достигнем интуитивного уровня. Экономика времени.

В детстве, юности время летит незаметно. Но на самом деле оно не безграничное а довольно определенное и разное. Его нужно инвестировать. Что недоинвестировали в собранность в детстве повлияло на то что у меня сейчас. Определенные промежутки времени должны быть пройдены. Упущеное время компенсируется эффективным временем

Мы должны быть собраны для того чтобы сейчас в минуту оттренировать намного больше чем то что было у нас в юности когда учились в вузе. А те кто сейчас находится в этом возрасте есть шанс стать монстром эффективности вложения времени к расцвету сил (самое максимальная вероятность при условии занятий)

Инвестирование в саморазвитие

Если концепция по видам мастерства нам подходит , то мы вкладываем время куда нам больше подходит.

Сначала изучаем теорию, дисциплину, понятия, модели. И систематически тренируемся, то есть применяем эти модели в какой то своей деятельности. Важен момент с налетом часов. Есть некоторая зависимость мастерства от количества часов, которые человек туда вложил.

Очень важно чтобы первый результат более менее сносный получался как можно быстрее. Если этого фактора нету, то дальше очень сложно как то развиваться.

Куда инвестировать: в мастерство, чтобы быстрее получать лучший результат.

Как инвестировать: осваивать дисциплину и «систематически» тренироваться, чтобы был «налет часов» и получался более менее сносный результата (рабочий продукт).

Как связано мастерство и время

Модель НАДО,ЛЮБОПЫТНО -> МОГУ -> ХОЧУ -> НЕ МОГУ НЕ

  1. НАДО,ЛЮБОПЫТНО (этап мотивации) - интерес к деятельности, желание попробовать!
    Формируется за счет кругозора и внешней среды (социализации), но увязывается с личными возможностями.
  2. МОГУ (этап мотивации + этап тестирования одновременно) - прикладная практика!
    Без положительного подкрепления, на одной силе воли сложно пройти.
    Для скорости тестирования нужно осваивать практику, с помощью которой быстрее приходит положительный результат.
  3. ХОЧУ (этап мотивации + этап тестирования + привычка одновременно) - самодисциплина!
    На первом этапе необходимо понимание работы мозга: смена паттерна, создание новых нейронных связей.
    Далее нужно реализовывать практику постановки привычек.
  4. НЕ МОГУ НЕ - последний, стремящийся к бесконечности этап.

Для формирования мастерства необходимо вложение времени, но уровень мастерства определяется наследственностью, а успех – еще и случаем.

Когда есть первый успех, то есть шанс что закрепится некоторое желание продолжать и добиваться дальше успехов и скажем что это мое.

На этапе от "надо" "до любопытно", надо использовать практику - изучать теорию как устроено и т.д и т.п

Быть вторым в чем то - это уже не успех.

Осознанное пребывание в моменте.

Времяпрепровождение (по слайду):

  1. Неосознанное времяпрепровождение - это нахождение в плену собственных плохих привычек:
  • Время инвестирования ко времяпрепровождения (время в себя на время в других);
  • Присутствие в моменте.
  1. Осознанное переключение и планирование играть разнообразные роли (смена картинки и внешнего окружения).

Приходим домой - меняем роль (маркетолога, дантиста и т.д) Мозгу важна смена картинки, смена внешнего окружения

Интересная жизнь интересная разными ролями и их окружениями

Что тратит наш ресурс а что восстанавливает? Полезные и плохие привычки
Сохранение ресурса в течение дня, лет, жизни:

  • Помодоро и т.п.;
  • Сон;
  • Еда
  • Спорт;
  • Профилактика здоровья;

Когда инженер смотрит на время то он видит: время эксплуатации будущей системы(сидит и думает как же этот самолет будет лететь, какой это должен быть самолет? и он описывает физический мир который будет там в будущем, пытается этот мир будущего прописать).

Стадии жизненного цикла - удержать в голове время каждой стадии

Когда мы говорим слово мечта, то по сути мы описываем свои будущие системы. - личное стратегирование

Методологическое время - когда в текущий момент мы понимаем что существуют эти все времена (ЖЦ) и мы можем подумать о времени когда замысливание идет -что там делается в то время, кто там замысливает, с помощью чего, какие технологии использует чтобы замысливание происходило. Здесь же в команде думаем как будет происходить строительство. Думаем в текущем времени о разных временах.

Нужно научиться выделять какие практики лучшие в вашей профессии и следить за ними (мейнстримы).

Спасибо Александр, с удовольствием каждый раз пользуюсь твоими конспектами, сегодня еще раз пробежался по конспекту,освежил в памяти эту тему и решил написать тоже про инвестирование в саморазвитие. 

Читаю Образование для образованных и часто слышу (или мне кажется) легкую иронию по отношению к духовным практикам, как то медитация , или йога, не будем вдаваться . У меня есть другой опыт, опыт применения этих духовных практик на становление привычек, на формировании осознанности, сосредоточенности, на работу с эмоциями. 

После выполнения подготовительных буддийских практик, это примерно ,то что мы сейчас проходим на этом подготовительном курсе. у меня выработалась, скорее укрепилась уверенность в собственных силах, улучшилось физическое состояние, умение удерживать внимание на объекте продолжительное время, умение контролировать свои эмоции, и следить , отслеживать свои мысли.Осознание того , что нет ничего не выполнимого,  все исполнимо если ввести это как практику и потратить на это 100 дней непрерывного труда. Да мы на этом вводном курсе не ныряем deep в философию буддизма, но частично ее пользуемся.  Занимаясь с Антоном системным фитнесом , похвалил себя за то что ранее продолжительное время  занимался йогой, легко находились нужные мышцы, легко выстраивались ленты, очень благодарен Антону за открытие очередных возможностей моего тела. Эта заметка собственно к тому , что лучше сказать, что у нас свой взгляд на подготовку наших слушателей, хоть он и похож на другие практики. И что действует только в нашей школе. А то рассуждения про просветленных  и их полезность , мне кажется не совсем корректной. Написал и сразу почувствовал школу прошлого столетия, только критиковать , надеюсь к окончанию курса избавиться от этого наследия.

Собственно этот коммент к тому что духовные практики системному мышлению, мне кажется, не помеха, а скорее в помощь. Все есть оружие, смотря как им пользоваться… 

Добрый день! Очень рад что пригодилось. Мне кажется что работники науки не особо котируют такое явление как душа, духовность потому, что его нельзя взять никуда в расчет при научных открытиях и т.д. Поэтому наверное стоит относиться к этому спокойно, как и к предмету выбора веры. Большинство людей выбирают религию как предмет веры, но есть и определенная группа людей которым проще верить в себя и свои возможности. Людям которые верят в Бога может быть непривычно.

Я бы сказал, что это не совсем удачное определение, так как верить в себя и свои возможности могут самые разные люди с разными убеждениями.