Гаджеты и тренировка памяти
• Для абсолютного большинства задач тренировка памяти не нужна
• Кто ответит на вопрос быстрее и точнее – Google или ваша память?
• Кто скорее вспомнит о встрече и придет на нее – человек с календарем или человек, полагающийся на память? ......
Есть в использовании цифровых технологий одна проблема (опасность), которую считаю необходимым подстветить. Заключается она в том, что если гаджетам делегировать большинство мыслительных операций, то мозг начнет постепенно атрофироваться, т. к. он не будет получать должной нагрузки, в первом посте я приводил примеры, и Анна в комментарии справедливо заметила, что гаджеты помогают освободить ресурсы мозга которые можно направить на решение других задач и да это справедливо, но как любят говорить физики в идеальных условиях, в реальных же, когда человек задействует гаджет, то не дисциплинированный мозг на автомате переходит в режим «жвачки», только потому, что появилась такая возможность. Включая навигатор конечно мозг частично освобождается от необходимости сверять местность с запомненной дорогой, но какова вероятность того, что освободившиеся ресусрсы будут задействованы на полную мощность— я утверждаю что у абсолютного большинства ( более чем 90% людей) нулевая, из-за отсутствия соответствующих практик, да и собственно желания освободившееся время как-то интеллектуально использовать.
Далее приведу примеры из своего конспекта, по книге А.Курпатова «Чертоги разума».»
Есть такой «феномен» — схема тела. Мозг как бы продолжает размеры нашего тела до границ инструментов которыми мы пользуемся, возьмите палку в руку и вы будете ощущать границу тела уже немного увеличивавшуюся - конкретно на длину палки, когда вы садитесь за руль автомобиля, то ощущаете свое тело по границам автомобиля — «как бы». Так вот, тот же фокус мозг проделывает и с записной книжкой в вашем телефоне, вы уверены, что знаете все телефоны — но их знает ваш телефон, с интернетом конечно то же самое, - зная что мы имеем доступ к гуглу — у нас есть чувство, что мы знаем все. Но это не мы знаем — это гугл «знает».
Первый важный момент: — необходимо загружать в мозг блоки информации, которые точно будут использоваться, допустим в текущих или будущих проектах, а не полностью доверять это базам знаний или интернету. Тут ведь какая история получается: при решении задачи мозг задействует ассоциативные связи между блоками информации которые в нем хранятся, так сказать просчитывает варианты как компьютер, а если эта информация храниться на другом компьютере — допустим в интернете, то как мозг может просчитать вариант и найти решение — никак. Без интернета никак. К тому же при развитии навыков запоминания больших объемов информации запоминание этих объемов становиться доступным и что самое важное мозг «усложняется» т. е. количество и качество нейронных сетей растет, соответственно мозг становиться способным решать более сложные задачи, хотя бы на основании того, что у него больше данных, а именно известных переменных в «прикладных» уравнениях.
Второй важнейший момент: - чтобы мы качественно усваивали информацию — необходимо плотно работать с ней, т.е. не просто пропускать ее через себя на лекции или прочитав книгу/конспект, а конкретно работать с ней, самостоятельно делать анализ и выводы, как по возможному применению этой информации (знаний) в своей жизни, так думать над примерами во внешней среде, т. е. если по Кинеману, то это медленное чтение (пока не добрался до него, но скорей всего речь об одном и том же). Когда наш мозг строит сложные интеллектуальные объекты, т. е. структуры (системы) из многочисленных взаимосвязанных элементов, когда работает с этими объектами, в мозге физически простраиваются новые нейронные связи — информация как бы вплетается в уже существующую матрицу картины мира, мозг в при этом «в принципе работает» (мышление письмом, как раз отличная практика в этом отношении), а если человек получает аналитическую статью или конспект лекции — то он по сути получает формальное право не работать ( все ведь уже сделано за него )— и собственно всегда возникает желание этим правом воспользоваться, что и делает абсолютное большинство людей. Мозг понятно в этом варианте не тренируется, и информация не только не усваивается толком, но и сам интеллект остается по сути без нагрузки и постепенно слабеет.
Думаю в качестве примера уместна аналогия с физическим телом. Тело должно получать нагрузку иначе оно будет слабеть, мышцы атрофироваться и ранее элементарные задачи - пройти 10 км или поднять мешок сахара на 3й этаж станут невыполнимыми. Наши первые космонавты (советские) пробыли в невесомости 21 день — вернувшись на землю они не могли двигаться из-за практически полной атрофии мышц, их физически вытаскивали из скафандров и после увезли на скорой в больницу — это реальный факт. Всего 21 день отсутствия нагрузки приводит к таким результатам — примерно та же история может ожидать наш интеллект, если мы полностью БЕЗДУМНО делегируем «цифре» всю его работу.
Я хочу сказать, что использовать приложения и специализированный софт имеет смысл, конечно, но делая это, всегда помнить об оборотной стороне медали - о необходимости давать нагрузку мозгу и важности загружать информацию по текущим (нужным) проектам в мозг, а не полностью оставлять это дело поисковикам или приложениям, т. е. если ресурсы освобождаются, за счет «гаджета» то они обязательно задействуются в другой плоскости по вертикали или горизонтали. Если человек решает изучить любую дисциплину, то важно не просто полагаться на тот анализ и выводы и опыт, который предлагают люди уже изучающие эту дисциплину, конечно учитывать, это разумно!! но учитывая - «плотно» работать с выводами и информацией по дисциплине, не только задавать вопросы, если что-то непонятно, но строить новые взаимосвязи, находить новые возможности применения и т. д. Это важно понимать и быть честным с собой — либо ты халтуришь (пробегаясь по поверхности дисциплины) и по сути тратишь время впустую и не только свое,но и преподавателей.ю либо ты реально инвестируешь время и работаешь на совесть, и соответственно получаешь много лучший результат.