Пост к 4й лекции ВСМ. Обратная сторона экзокортекса

Гаджеты и тренировка памяти

• Для абсолютного большинства задач тренировка памяти не нужна

• Кто ответит на вопрос быстрее и точнее – Google или ваша память?

• Кто скорее вспомнит о встрече и придет на нее – человек с календарем или человек, полагающийся на память? ......

Есть в использовании цифровых технологий одна проблема (опасность), которую считаю необходимым подстветить. Заключается она в том, что если гаджетам делегировать большинство мыслительных операций, то мозг начнет постепенно атрофироваться, т. к. он не будет получать должной нагрузки, в первом посте я приводил примеры, и Анна в комментарии справедливо заметила, что гаджеты помогают освободить ресурсы мозга которые можно направить на решение других задач и да это справедливо, но как любят говорить физики в идеальных условиях, в реальных же, когда человек задействует гаджет, то не дисциплинированный мозг на автомате переходит в режим «жвачки», только потому, что появилась такая возможность. Включая навигатор конечно мозг частично освобождается от необходимости сверять местность с запомненной дорогой, но какова вероятность того, что освободившиеся ресусрсы будут задействованы на полную мощность— я утверждаю что у абсолютного большинства ( более чем 90% людей) нулевая, из-за отсутствия соответствующих практик, да и собственно желания освободившееся время как-то интеллектуально использовать.

Далее приведу примеры из своего конспекта, по книге А.Курпатова «Чертоги разума».»

Есть такой «феномен» — схема тела. Мозг как бы продолжает размеры нашего тела до границ инструментов которыми мы пользуемся, возьмите палку в руку и вы будете ощущать границу тела уже немного увеличивавшуюся - конкретно на длину палки, когда вы садитесь за руль автомобиля, то ощущаете свое тело по границам автомобиля — «как бы». Так вот, тот же фокус мозг проделывает и с записной книжкой в вашем телефоне, вы уверены, что знаете все телефоны — но их знает ваш телефон, с интернетом конечно то же самое, - зная что мы имеем доступ к гуглу — у нас есть чувство, что мы знаем все. Но это не мы знаем — это гугл «знает».

Первый важный момент: — необходимо загружать в мозг блоки информации, которые точно будут использоваться, допустим в текущих или будущих проектах, а не полностью доверять это базам знаний или интернету. Тут ведь какая история получается: при решении задачи мозг задействует ассоциативные связи между блоками информации которые в нем хранятся, так сказать просчитывает варианты как компьютер, а если эта информация храниться на другом компьютере — допустим в интернете, то как мозг может просчитать вариант и найти решение — никак. Без интернета никак. К тому же при развитии навыков запоминания больших объемов информации запоминание этих объемов становиться доступным и что самое важное мозг «усложняется» т. е. количество и качество нейронных сетей растет, соответственно мозг становиться способным решать более сложные задачи, хотя бы на основании того, что у него больше данных, а именно известных переменных в «прикладных» уравнениях.

Второй важнейший момент: - чтобы мы качественно усваивали информацию — необходимо плотно работать с ней, т.е. не просто пропускать ее через себя на лекции или прочитав книгу/конспект, а конкретно работать с ней, самостоятельно делать анализ и выводы, как по возможному применению этой информации (знаний) в своей жизни, так думать над примерами во внешней среде, т. е. если по Кинеману, то это медленное чтение (пока не добрался до него, но скорей всего речь об одном и том же). Когда наш мозг строит сложные интеллектуальные объекты, т. е. структуры (системы) из многочисленных взаимосвязанных элементов, когда работает с этими объектами, в мозге физически простраиваются новые нейронные связи — информация как бы вплетается в уже существующую матрицу картины мира, мозг в при этом «в принципе работает» (мышление письмом, как раз отличная практика в этом отношении), а если человек получает аналитическую статью или конспект лекции — то он по сути получает формальное право не работать ( все ведь уже сделано за него )— и собственно всегда возникает желание этим правом воспользоваться, что и делает абсолютное большинство людей. Мозг понятно в этом варианте не тренируется, и информация не только не усваивается толком, но и сам интеллект остается по сути без нагрузки и постепенно слабеет.

Думаю в качестве примера уместна аналогия с физическим телом. Тело должно получать нагрузку иначе оно будет слабеть, мышцы атрофироваться и ранее элементарные задачи - пройти 10 км или поднять мешок сахара на 3й этаж станут невыполнимыми. Наши первые космонавты (советские) пробыли в невесомости 21 день — вернувшись на землю они не могли двигаться из-за практически полной атрофии мышц, их физически вытаскивали из скафандров и после увезли на скорой в больницу — это реальный факт. Всего 21 день отсутствия нагрузки приводит к таким результатам — примерно та же история может ожидать наш интеллект, если мы полностью БЕЗДУМНО делегируем «цифре» всю его работу.

Я хочу сказать, что использовать приложения и специализированный софт имеет смысл, конечно, но делая это, всегда помнить об оборотной стороне медали - о необходимости давать нагрузку мозгу и важности загружать информацию по текущим (нужным) проектам в мозг, а не полностью оставлять это дело поисковикам или приложениям, т. е. если ресурсы освобождаются, за счет «гаджета» то они обязательно задействуются в другой плоскости по вертикали или горизонтали. Если человек решает изучить любую дисциплину, то важно не просто полагаться на тот анализ и выводы и опыт, который предлагают люди уже изучающие эту дисциплину, конечно учитывать, это разумно!! но учитывая - «плотно» работать с выводами и информацией по дисциплине, не только задавать вопросы, если что-то непонятно, но строить новые взаимосвязи, находить новые возможности применения и т. д. Это важно понимать и быть честным с собой — либо ты халтуришь (пробегаясь по поверхности дисциплины) и по сути тратишь время впустую и не только свое,но и преподавателей.ю либо ты реально инвестируешь время и работаешь на совесть, и соответственно получаешь много лучший результат.

Я вот тоже не очень согласен с тем ,что на экзокортекс надо  сгружать все подряд. Надо четко фильтровать , что загружать .а что не стоит. И про медленное чтение , надо давать этому процессу более точное название. Все люди разные , скорости восприятия то же разные, наверное можно читать быстро и при этом делать свои заметки, в моем понимании это не чтение , а работа с  учебным материалом. В прочем это только мое мнение.

Выгружать в экзокортекс надо ту информацию, к которой приходится возвращаться раз за разом. И если бы мы могли держать хороший фокус сразу на нескольких вещах без потери качества выполнения задач, то необходимости у вынесении части информации во внешнее хранилище не возникло бы. Ну и тут вы правы конечно, для человека который не работает с информацией активно, а только пассивно эти практики будут ни к чему вообще. Практики что тут даются не дают схалтурить вообще никак, чего только зеттелькастен стоит! Активно думаешь о взаимосвязях а утром встаешь и все понимаешь, даже без проговаривания.

Спасибо большое за пост, Владимир!

Спасибо большое за пост, Владимир! Софт и гаджеты позволяют нам в первую очередь сделать задачу быстрее и эффективнее, а во вторую – еще и глубже ее проработать) 
Но действительно сгружать абсолютно все подряд может быть лишним – достаточно сгружать важное, то, на чем вы хотите удерживать внимание дольше, чем на несколько часов.

В практике zettelkasten для этого есть исчезающие заметки – делаете заметки по мыслям, пришедшим в голову в течение дня, а вечером / на следующее утро просматриваете их и решаете, какие из мыслей дальше хотите вспоминать. Списки дел тоже позволяют удерживать внимание на том, что вам лично кажется важным и про что можно забыть (даже если дело очень мелкое).

Искусственно тренировать запоминание больших объемов информации мы не будем рекомендовать в курсе, у нас все же extended cognition. Кроме того, не вижу смысла в натаскивании себя на запоминание кусков информации – гораздо важнее уметь находить между ними взаимосвязи и строить длинные сложные рассуждения письменно. Это, кстати, будет и косвенно тренировать вашу память вспоминать важные моменты. 
Обычно мы не рекомендуем косвенное обучение практикам, но когда прямое обучение для большинства задач не нужно, то косвенное, которое тренируется более полезными для вас практиками, как раз неплохо подойдет.
 

А что касается "не хочу полагаться на экзокортекс": оцените самостоятельно, сколько часов в неделю/месяц вы проводите без гаджетов и Интернета. Сколько часов вы провели без них на прошлой неделе? В прошлом месяце? За последние полгода? Если немного, то смысл вам "тренировать память"? Скорее всего, в таком случае вы эти тренировки быстро забросите, хоть и сознательно будете считать, что они вам очень нужны. У меня подобное бывало с другими практиками. Я считала, что они мне очень нужны/полезны, а потом саботировала их – и при анализе ситуации оказывалось, что они не очень-то и были нужны изначально, потому что на самом деле ситуаций, в которых я эти практики могла бы применить, крайне мало в моей жизни. А я ведь считала, что они очень нужны) так что обязательно надо делать проверку на совместимость практик с вашей реальностью.

Понимаю и согласен с тем что пишет Анна. Я бы вообще посмотрел на масштаб своей личности, на сложность решаемых нами задач. Согласен с тем что именно это определяет нашу настоящую необходимость в соответствующих интеллектуальных практика. Если мы маленькая рыбка, решающая мелкие задачки то зачем нам сгружать в экзокортекс что то чего итак мало? :)  Учение - для молодых, для взрослых - дело, потребность в изучении новых дисциплин и овладении новыми технологиями возникнет походу дела, в процессе решения сложных задач, когда станет очевидным что топор хорошо бы заточить 

Владимир, интересный пост, спасибо. Мне кажется, гаджеты можно использовать очень по-разному. Например, просто складывать конспекты прочитанного в базу знаний или писать заметки с собственными мыслями о прочитанном, связывать их ссылками друг с другом и писать посты.  Мне сложно представить, как такой объем информации можно удержать в голове даже при очень хорошей памяти, или как можно увидеть связи между идеями из очень разных областей, если они не перед глазами хотя бы в бумажном виде. 

Соглашусь также с Максимом: при большом объеме/сложности задач удерживать все в памяти трудно и даже больно:) Мозг будет пытаться ко всему этому отнестись как к важному, тревожиться, что что-то забудется и не выполнится вовремя, и что-то в итоге таки забудется.