Конспект лекции №4 для подготовки к тренингу

Сразу прошу прощения за плохое форматирование и грамматические ошибки. Надеюсь, конспект сэкономит вам немного времени.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ.

Наши переживания субъективного опыта основаны на внимании
Удержание внимания на качественном уровне исполнения ролей без отвлечений (как внешних так и внутренних) необходимо чтобы успешно избавляться от наших неудовлетворенностей и удовлетворять наши интересы.
Для качественного и долгого исполнения ролей необходимо давать мозгу отдыхать и перезаряжать собственные батарейки. Ставать в роль отдыхающего и отдыхать нужно осознанно, ощущая каждый момент отдыха, не забивая себе голову рабочими задачами (если вам надо не забыть их, то для этого есть туду лист). Выделять на отдых время - обязательно. Еще при этом важно прислушиваться до собственного тела - ничего не должно болеть, ничего не должно ныть и т.д. С болью тело тоже не может сконцентрироваться на выполнении ролей.

Мультитаскинг нельзя делать. Делать надо какое то одно дело, но хорошо. Когда мы стаем в роль, мы должны выполнять ее хорошо, замечать какие практики используем, как качественно ее выполняем. Для всего этого нам нужно внимание.

4 УРОВНЯ ВНИМАНИЯ

  • Мгновенное (on the spot, transient attention) - состояние эмоции в момент действия и мышления
  • Фокусное внимание (focused attention) - удержание внимания в рассуждении в течении десятки минут - часы.
  • Привычное/триггерное внимание (habitual attention) - удержание внимания на привычке вплоть до момента в применении: дни - месяцы - несколько лет
  • Жизенное внимание (life attention) - психологические интересы и потребности (неудовлетворенности), личное стратегирование жизни в целом: несколько лет - несколько десятков лет

Все уровни внимания связаны между собой временной шкалой , они идут на ней одна за одной. (от сейчас - к будущему)

Прошлое уже было, единственное что мы можем с ним сделать это поменять оценку (отношение к нему). Оно пригодное для анализа результатов прошедшего, чтобы осознавать где ошиблись. Но в целом, удерживать отношение на прошлом, смысла особого нет (особенно если у нас цель - изменить мир в будущем и улучшить наши ощущения от жизни в будущем, то мы фокусируемся на будущем и настоящем).

Результаты прошлого выражены в нашем настоящем. Как пример, экономика рыночных цен. В рыночную цену уже внесены все данные предыдущих движений рынка (на основе решений продавцов и покупателей)

У нас уровни внимания непрерывны, и кажый следующий уровень внимания это поток непрерывного состояния предыдущего уровня. Например. Удержание внимания на привычке (пример с посещением спортзала каждую среду и отмечанием галочкой чеклиста. Если один раз мы пропустили поход в спортзал, то все, внимание прервано, цикл прерван)

Если мы отдыхаем в интервал помидорки когда это делать разрешено, то это не значит что мы прерываем цикл внимания т.к. после этого мы завершим свою задачу.

Для того чтобы управлять вниманием на каждом уровне, нужно брать практики конкретного уровня. То есть, если мы возьмем практики удержания внимания на задачах чтоб поставить привычку и каждый раз будем исключительно этими практиками заниматься, то у нас ничего не получится, потому что мы выбрали практики не того уровня. Но первое действие, которые мы должны сделать перед тем, как мы решаем какую то задачу (стратегируем, решаем задачу, ставим привычку) должны определить уровень, на котором мы действуем и выбрать практику соответствующего уровня. Только если у вас есть проблема с практикой соотв. уровня, допустим мы руководствуемся книжкой по постановке привычек и при этом у нас каждый раз удержать внимание на то чтобы заниматься в спортзале, нам сложно. Это значит что у нас проблема идет уже на уровне фокуса. ИЛИ мы систематически пробуем поставить привычку читать (каждый день или раз в несколько дней и т.д.) . Мы каждый день садимся и читаем, но мы не можем прочитать без отвлечений больше чем 5 минут, 10 минут. Это значит что у нас проблемы на уровне фокусного внимания, и нам необходимо спускаться на уровень ниже и чинить то, что пошло не так. Но если мы только хотим начать ставить, то нам необходимо сразу стать на тот уровень на котором наша задача находится.

Чем ниже уровень, тем на более низких или высоких уровнях действуют разные специалисты. Например, если есть проблема удержания внимания именно в моменте, если он забывает то что ему сказали минуту назад, прочитал предложение где был упомянен новый герой произведения, а через три абзаца он сделал какое то действие а читатель не помнит откуда этот герой взялся, - этими проблемы занимаются специалисты с приставкой "психо-" .
На высоких уровнях нами занимаются ребята, которые учат развитию. Тьюторы, коучи.

Почему именно эти уровни? Мы их выделяли на временной шкале, эти 4 уровня отражают основные типы психопрактических процедур на временной шкале. Они охватывают всю жизнь, с ними удобно работать и практики которые выполняются в ролях, соответствуют уровням.
Это не единственный вариант выделения уровней внимания. По психопрактическим традициям может быть по другому.

Модель сознания, которую нам предлагают на этом курсе, построена вокруг внимания. Это механистические модели, которые воспринимаются как механизм, безо всякой изотерики и "духовности".
Исследования, на которых все построено:

  • стандартная модель сознания (standard model of consciousness (сентябрь 2019) + эксперименты по ее подтверждению опровержению (июнь 2020)) - основана на теории схемы внимания
  • теория схемы внимания (Attention Schema Teory (2015), Теория Глобального Рабочего Пространства (Global Workspace Theory) (1988-2002)), Теория высший уровней сознания (The High Order Theory)
  • Предсказательное (прогностическое кодирование/ Predictive Coding (2011) и общий принцип Active Inference (2010)
  • Попытки создать обладающий человекоподобным сознанием ИИ

Основные положения теорий сознания

  • Демистификация сознания (механистические теории без духовности и эзотерики)
  • Сознание рассматривается как модель внимания (внимание к тому, на что направлено внимание). Аналог: схема тела (мозг содержит схему тела. Мозг не всегда может осознать отсутствие ноги/ руки после ампутации, у пациента фантомные боли на протяжении долгого времени). Точно так же разделили и сознание. В сознании есть внимание к потоку информации от наших органов чувств, поток информации от внешней окружающей среды, а есть часть которая отвечает за то как этот поток информации обрабатывается (на что направлено наше внимание в каждый конкретный момент и как мы с этим вниманием работаем)
  • Внимание и сознание связаны через процесс восприятия (познания) / cognition.
  • Построение картин мира происходит как результат восприятия (познания) и зависит от важности/неважности и осознанности (явности)/неосознанности (неявности) информации.
  • Модель сознания строится как компьютерная, с входами/выходами и потоками информации в обе стороны, от внимания к сознанию и назад.

34:27 - модель внимания

Мы считаем, что есть внимание. Помним, что мы выделяем 4 уровня внимания, соотв. на каждом уровне происходит один и тот же процесс: в каждом уровне на вход подается поток информации (визуально, аудиально и т.д) . Далее через процесс восприятия (когнишн) происходит построение картины мира, при этом восприятие это функция от важности и осознанности. Это значит что мы можем выделять информацию, которая нам будет помогать строить картины мира или решать какие то задачи (к примеру, мы разговариваем со своим знакомым, и наше внимание в этот момент удерживается на разговоре, на том что происходит, на том, что мы говорим, как мы говорим. При этом оно не удерживается на шуме проезжающих машин, шум окружающих машин не выделяется из фона для нас. Единственное что важно - выделение из потока какой то информации). Осознанность и явность это то насколько мы можем строить те картины мира осознанно, например когда мы будем применять практику размышления, когда мы пытаемся сформулировать свои мысли, когда мы делаем заметки, строим модели с помощью моделлера - мы стараемся осознанно построить некую картину мира и предложить ее остальным. При этом процесс может проходить неосознанно (например услышали где то и не счли эту информацию важной, забыли, но где то она осталась в голове и в какой то момент выплыла)
Неявно, неосознанно, формируется картина мира изза воздействия окружающей среды, яркий печальный пример - школа. Она внушила нам боязнь ошибок, причем с самого детства. Оценка - вина этому, мы ее исправить не можем, а должны правильно отвечать на вопрос с первого раза. Исправление оценки означает что вы по другим темам и получаем другую оценку за другую тему, но по вот этой конкретной теме, вернуться и еще ответить со второго, третьего раза уже нет возможности, так построен процесс обучения. Из за этого складывается определенная модель поведения - когда есть одна единственная попытка, то самое логичное что вы можете сделать это максимально тянуть момент когда придется эту попытку предпринимать, максимально подготовиться и подтянуть все свои ресурсы чтобы попытаться сделать эту попытку успешной. Все было бы хорошо, если бы в жизни было точно так же, но на самом деле сейчас побеждает не тот кто потратит все свои силы и ресурсы на одну попытку а тот кто в рамках ресурсов сумеет предпринять несколько циклов, сделать несколько попыток. Они могут быть какие угодно - недоделанные, несовершенные, но тем не менее, лучше предпринять несколько раз, получить обратную связь и быстрее скорректироваться.

Чем отличаются выжившие стартапы от не выживших? Невыжившие часто пытаются потратить все на один единственный раз. Выжившие применяют очень очень много циклов стратегирования, тестирования в рамках выделенных ресурсов. И чем больше и качественней мы пройдем циклы , тем больше вероятность, что найдется тот путь, который поможет сделать/получить то что мы хотим(например раскрутка стартапа).

По идее, так и должно быть построено обучение. Оценка не должна быть наказанием, она должна быть блокатором - освоили вы материал или нет? Или мы просто не проходим дальше.

На выходе мы получаем паттерн, некую закономерность, картину мира и предсказанное состояние мира в следующий момент. И для того чтобы тут произвести некое изменение состояния физического мира, мы не можем продолжать делать одно и то же,действовать одними и теми же методами. (Ролик со словами - я же говорил тебе что такое безумие - это повторение одного и того же действия в надежде на изменения). Если мы так делаем, то ничего не добиваемся. Но, если мы изменений все таки хотим, то нам придется загрузить в голову другой паттерн поведения(сознания) в физическом мире.
Так мы получим на старте другую закономерность, другую картину мира (надеемся) после которого мы должны удерживать внимание на паттерне чтобы произошло изменение физического мира до тех пор пока у нас не автоматизируется все.

Этот процесс происходит на всех четырех уровнях сознания, внимания.
Черненьким выделено то, на что мы не влияем, но у нас есть те вещи на которые мы можем повлиять, придать важность некой инф-и которую мы избирательно выделяем, можем вытащить в осознание информацию, происходящую с нами для того чтобы в дальнейшем изменить. Придумать какие паттерны нам нужны для получения нужного нам результата, загрузить их себе в мозг и исполнить, удерживая внимание до тех пор пока физический мир не поменяется.
Зеленым выделено то, на что мы можем поменять.

Модель сознания и интерпретация
Построение картин мира: происходит как результат предсказательного прогностического кодирования (Predictive Coding)
Результат картины мира зависит от качества потребляемой (подаваемой на вход) информации и качества уже имеющихся в сознании (явно или неявно) закономерностей

Стадии ЖЦ - табличка в которой рабочие проекты и продукты

Сравнение с другими моделями сознания.

  • сознание нашей модели /= сознанию у Курпатова
  • не отрицаем другие теории
  • рассматриваем предлагаемую модель сознания, потому что это помогает нам решать проблемы, работает и поддерживается в том числе внешним экзокортексом.

Например: заставляем мозг думать о встрече (при помощи календаря и напоминаний)
Для каждого уровня внимания есть собственный экзокортекс(!).

Для того чтобы удержать внимание на встрече мы можем просто запомнить, допустим послезавтра встречаемся у фонтана и идем гулять, и можем это просто записать. При помощи календаря и напоминаний мы держим внимание гораздо эффективней.

Главный психопрактический принцип - на нем построены все практики/психопрактики психотерапии - "вытащить проблему явно, в сознание, [дать ей подходящее название, подобрать лучшую модель (паттерн)], загрузить его в сознание и удержать внимание до момента изменения физического мира "
"Волшебного лайфхака" не существует.
Почему , если рассмотреть например, наркоманам и алкоголикам почти никак нельзя помочь? Потому что должно произойти изменение в сознании человека что он не должен пить. Так и мы не должны жить так как жили, как нам не нравится и нам надо меняться в ту сторону (хорошую) которую хотим.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Мы не можем заставить другого человека измениться.

Метанойя - сдвиг сознания. Эффект любого обучения, когда мы начинаем смотреть на мир по другому.

Практика Focusing

  1. Фокусируем внимание на теле. Где есть зажимы и напряженности? Что происходит в теле, когда вы задаете себе вопрос: "Что происходит сейчас в моей жизни? Что для меня сейчас важно?"
  2. Выделяем ощущение (зажим), над которым будем работать, погружаемся в него.
  3. Подбираем подходящее название ощущению. Перебираем до тех пор, пока не подберет то, что кажется правильным.
  4. Сверяем телесное ощущение и название. Они соответствуют друг другу? Есть ли ощущение "бинго", "ага-момента"? Есть ли изменения на уровне ощущений?
  5. Ищем ответ на вопрос "Почему эта проблема заставляет меня чувствовать именно [это]?"
  6. Принять результат

Пример практики работы с эмоциями
Общий принцип работы с плохими эмоциями (чувство вины, тревожность, расстройство, конфликт и т.п.):

  1. Осознать, что эмоциональное состояние не в порядке
  2. Создать условия для того, чтобы его стабилизировать (отстраниться, убрать раздражители/ себя от них, спокойная обстановка)
  3. Применить мышление письмом. Табличка с колонками:
    Эмоции по поводу ситуации (Emotional)
    Факты, события и выводы из ситуации
  4. (Опционально) Применить мышление проговариванием (самостоятельно, родные, близкие)
  5. Переключить внимание на позитивные эмоции
  6. Действовать и принимать решения после стабилизации эмоций

Психику мы можем посмотреть из самых разных ролей. Предпринимателя, инженера, менеджера.

  • психику в целом рассматриваем как инструмент, который должен быть настроен для решения ваших целей (не сливаться, доводить дела до конца, проверять и реализовывать свои интересы, избавляться от неудовлетворенностей) и включать в себя (не только мозг и тело) средства extended cognition)
  • роль предпринимателя: понять, какие задачи должен решать инструмент (каким он должен быть). Мы решаем что должен уметь наш мозг и что должно уметь наше тело и какие технологии будут поддерживать наш инструмент.
  • роль инженера: принять решение о настройке / починке инструмента (решение проконсультироваться с другими / специалистами с приставкой "психо-" - инженерное). Например, возникает некая проблема и мы понимаем что застряли и мы сидим, пытаемся гордо разобраться во всем сами - пример плохого инженерного решения. Консультироваться лучше со специалистом или с тем который эту проблему уже решал, либо эксперт у которого большой кругозор, большая насмотренность, который вероятно сталкивался с десятками подобных задач, чтобы понять, в чем конкретно, в данном случае проблема. - это нормальное инженерное решение. Консультироваться у специалиста с приставкой психо- тоже хорошее решение. Стоит заметить что если мы приходим к такому специалисту, то мы роль инженера психики не перекладываем на него, потому что это так не работает. Мы главные инженеры своей психики. А специалист просто знает как нам этот путь пройти быстрее, безопаснее и поможет нам советами.
  • роль менеджера: эксплуатировать инструмент ("станок") и заметить сбои вовремя (теле, мозгах или нашем экзокортексе - потому что это тоже часть нашей психики).

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ.

Психика киберличности

  • Extended cognition - технологии (гаджеты, алгоритмы) влияют на восприятие, участвуют в построении картин мира и включены в ваш экзокортекс
  • Гаджеты помогают удерживать внимание (ограниченный физический ресурс) на каждой стадии ЖЦ, на чем удерживать (содержание внимания) - выбираете вы
  • Мы будем рекомендовать применять новые технологии для практик собранности (они эффективные удерживают внимание, чем ручка с бумагой)
  • Примеры:
  • Бездумное пролистывание соцсетей vs формирование новостной ленты по интересам
  • Zettelkasten Лумана vs Zettelkasten современного человека

Новые технологии меняют нас иначе чем старые.
Экзокортекс - наша внешняя среда обработки информации, которая помогает удерживать внимание (а оно у нас - ограниченный ресурс) на том, что лично мы считаем важным на каждой стадии жизненного цикла. Из ограниченного ресурса (памяти мозга например) мы выгружаем во внешнюю среду нашу информацию, делая ее по сути безграничной.
Зеттелькастен должен быть по идее нашей внутренней базой знаний в котором будут наши мысли, знания и впоследствии должны в ходе практики превратиться (перерасти) в какой нибудь наш проект (исходя из нашей области интересов)

Почему Луман так много внимания уделял категоризации своих заметок? Потому что ему надо было возвращаться к ним и искать. А в современном мире при помощи поиска по ключевым словам любую информацию можно найти мгновенно (и точно), не листая горы заметок как в старые добрые.

Гаджеты и тренировка памяти

  • для абсолютного большинства задач тренировка памяти не нужна
  • кто ответит на вопрос быстрее и точнее - Google или ваша память?
  • кто скорее вспомнит о встрече и придет на нее - человек с календарем или человек, полагающийся на память?
  • кто быстрее и лучше проведет сложное рассуждение с многоуровневыми моделями - человек с софтом или человек с ручкой и бумагой?
  • для остальных задач (запоминание слов при изучении нового языка) можно использовать софт, который подстроится под вас и позволит запомнить быстрее
  • исключение: экстремальные ситуации

Можно рассказывать материал часами если перед глазами есть структура рассуждений, которой мы следуем.
Мы можем удерживать внимание за ходом мыслей Анны и рассуждении - при помощи этих слайдов

Практики собранности на разных временных промежутках

Напомним себе, что если мы хотим изменить себе что то в жизни, то нужно понять на каком уровне должно произойти изменение + берем практики нужного уровня. Если не знаем какие практики на уровне - активно ищем везде.
Меняем себе условия так, чтобы правильное поведение было более легким, а неправильное более сложным. Не должно быть работы через силу. Планируем неблагоприятные сценарии заранее и готовимся к ним, приготовив для этого другие паттерны поведения

  • практики собранности включают в себя дисциплины (методы "собирания себя в кучку") и технологии
  • на каждом уровне внимания свои методы и технологии (разный экзокортекс)
  • если хотим что то изменить в жизни - думаем, на каком уровне должно пройти изменение, берем соответствующие практики нужного уровня (или ищем книжки)
  • если при применении практик выбранного уровня возникают проблемы, спускаемся на уровень ниже
  • часто проблемы возникают из-за неверно выбранного уровня изначально. Часто возникает ошибка из за того, что мы не выделяем время на подумать в календаре, чтобы определится с тем как взять и сделать эту задачу.

Если мы не потребляем качественную информацию, нам вообще будет очень трудно о чем то долго размышлять и удерживать внимание на сложных уровнях рассуждения

Если при применении практик выбранного уровня возникают проблемы, ТОЛЬКО тогда спускаемся на уровень ниже.

Если мы например пришли на занятие в спортзал, (поставили себе галочку в чеклисте), но при этом мы не можем сконцентрироваться на занятии - тогда необходимо опуститься на уровень ниже и потренировать фокусное внимание

ПРАКТИКИ СОБРАННОСТИ НА 4-Х УРОВНЯХ ВНИМАНИЯ

Уровень 1 - удержание мгновенного внимания

Единственная практика, которая есть на всех уровнях внимания, это самонаблюдение с волевым началом.

Остальные практики этого уровня:

  • мышление проговариванием
  • трудные диалоги
  • удержание эмоциональной стабильности в моменте
  • удержание внимания на роли в разговоре

Уровень 2 - удержание фокусного внимания

Практики:

  • самонаблюдение с волевым началом
  • Pomodoro
  • планирование расписания на день
  • медленное (метакогнитивное) чтение
  • формирование заметок в ходе чтения
  • написание постов
  • выделение и исполнение ролей (при выполнении отдельных ролевых практик)
  • практики потребления информации
  • практика рассуждения
  • чеклисты
  • принятие решений

Уровень 3 - удержание привычного/триггерного внимания

Практики:

  • самонаблюдение с волевым началом
  • планирование расписания на неделю/месяцы (табл инвест. времени тоже входит)
  • систематическое медленное (метакогнитивное) чтение
  • мышление письмом (в т.ч регулярные посты)
  • запланированное систематическое исполнение ролей
  • GTD
  • постановка привычек по работе с вниманием, информацией
  • формирование внешней среды / окружения
  • реализация возможностей

Уровень 4 - удержание жизненного внимания

Практики:

  • самонаблюдение с волевым началом
  • личное стратегирование
  • работа с неудовлетворенностями и личными интересами
  • предпринимательская гипотеза и шкура на кону (работа с возможностями)
  • "когда тебе есть что терять" и взятие обязательств (давление окружающих и т.д.)
  • "замечать этические вопросы" (этические рассуждения)
  • принятие решений

Принятие решений у нас сразу на 2-х уровнях: жизненного внимания и фокусного. При этом реализация возможности каких то действий у нас идут на других двух уровнях - мгновенное и триггерное.

Мы говорим, что принимая решения мы всегда говорим об сознательном, осознанном, явном принятии решений. Решения о нашей жизни а также решение о том какими практиками придется руководствоваться должны приниматься на уровне фокусного внимания. Мы не должны в состоянии "на лету" принимать какие то важные решения. Например, если случился конфликт, нам нужно подумать что произошло и не пытаться "с размаху лбом въехать в стену".
Не принимаем импульсивных решений, а останавливаемся и думаем (разложить на плюсы и минусы, сейчас принимать решение или подождать).

Осознанность и ее удержание
Как быть осознанным в каждый момент своей жизни?

Осознанность - возможность понять, как мы мыслим и рассуждаем; одно из требований к мышлению; в медленном мышлении (S2 по Канеману).
Не рассматриваем осознанность со стороны духовных практик "просветления" и т.д. (не нужна осознанность в закрытии двери ключом и "осознанность на диване").
Задействуем правую и левую части спектра мышления через самонаблюдение + волевое действие.

Самонаблюдение + волевое действие

  • Если все идет хорошо (без ошибок), нет ощущений совершаемой ошибки, "застревания" или обратной связи от окружающих - можно действовать на автопилоте (в режиме S1). Пример - нас просят одну дверь закрыть, а другую оставить открытой - такая задача требует быстрого включения медленного мышления.
  • S2 используем, чтобы проверять правильность действий / корректировать их или решать возникающие проблемы
  • "Пассивный" присмотр за сознанием - периодически возвращаться из автоматического режима - для проверки
  • Задача - волевым усилием вовремя дернуть рубильник переключения режимов (автомат / рациональное мышление). Пример - пишем пост, отвлеклись на что то, через время заметили что залипаем уже немалое время. Волевым усилием откладываем то на что залипали и возвращаемся к задаче. Только нюанс в том, что мы далеко не всегда можем понять этот щелчок и отследить. Вообще вот в такие моменты лучше спрашивать себя : Что я сейчас делаю? Если не то что мы собирались / не то что было в помидорке / не то в чем была наша цель - корректируем и дальше в работу.

Пример: отвлекся на сообщение в мессенджере при написании поста / в рабочей задаче - вернул внимание волевым усилием.

Осознанность и состояние потока

Существуют разные психопрактические традиции:

  • отсутствие осознанности в состоянии потока - норма (нет "внешнего наблюдателя", внимания к вниманию)
  • необходимо понимать происходящее: осознавать, в потоке или нет, куда направлено внимание в потоке

Наш вариант: понимать содержание внимания. Просмотр ленты новостей/ сериалов и т.д (если не в роли отдыхающего, конечно!!) в состоянии потока – не лучший способ инвестирования времени. Лучше заниматься устранение нашей неудовлетворенности и удовлетворении интересов.
Об измененных состояниях сознания (поток и т.п.) описано не только в изотерических терминах (не пользуемся такими) и мы ищем рациональные практики для того, чтобы разобраться (проверить и верифицировать, например).
Не заигрываем со сном.

Внешнее окружение и внимание

На удержание внимания влияют внутренние состояния и окружение (среда) + внешние отвлечения

На более высоких уровнях внимания среда оказывает более сильное воздействие.

Формируем внешнюю среду для эффективного удержания внимания на привычках / изменении жизни и личном стратегировании / управлении лонгитюдными состояниями. Например, если мы на ноутбуке работаем с некоторыми задачами, то практикой на удержание внимания может быть открытая вкладка с информацией которая нам нужна и приложением для заметок, (а нерелевантные вкладки можно закрыть) крч удерживаем внимание на то что нам нужно для работы.

Все что у нас находится на столе - объекты удержания нашего внимания. Для того чтобы у нас не было внешних раздражителей, должен быть порядок.

Личный экзокортекс помогает формировать более благоприятную внешнюю среду
Примеры:
Список дел, календарь, список проектов для инвестирования времени, список помодоро, заметочник.

Личный экзокортекс на разных уровнях сознания (на каждом уровне немного разный, но должен быть по возможности связан друг с другом, т.к практики для каждого уровня разные!!)

Личный экзокортекс содержит результаты вашей деятельности (он НЕ содержит куски чужих сериалов, чужих книг и пр. - должна быть только наша деятельность, мб в каком то случае даже физическая, но в данном случае умственная):

  1. Сознание момента: тело и мозг (никаких других средств нет)
    Чем выше уровень внимания, тем больше важны средства extended cognition (расширеного познания, восприятия)
  2. Сознание фокуса: приложения Pomodoro (Focus To-Do), приложения для ведения исчезающих заметок, база знаний (постоянных заметок, Zettelkasten), блоги, календарь, списки дел, чеклисты, моделлеры
  3. Сознание привычки: приложения для отслеживания привычки, календарь (на какие то более долгие сроки), Zettelkasten и публичные выступления / посты
  4. Сознание жизни: инструменты проектного управления - личного стратегирования (Jira, ClickUp, Asana, etc - они все с корпоративного мира, и мы их тащим себе потому что они там более развиты) в связке с базой знаний (даже можно не просто заметки а целые ессе, на тему что с нами происходит в жизни, где мы расписываем свои неудовлетворенности, свои личные интересы, мб что нибудь про инвестирование жизни и в целом какие у нас ощущения от жизни есть - очень полезная практика).

Для себя надо понимать где содержатся результаты нашей деятельности и какие инструменты используем для наших рабочих проектов

Выводы

  • Рассматриваем 4 уровня внимания для успешного избавления от неудовлетворенностей / реализации интересов и 4 уровня сознания
  • Сознание понимаем механистически, как связь внимания и модели внимания через обработку информации - в процессе восприятия
  • Изменение физического мира достигается за счет загрузки нового паттерна поведения в сознание и удержание внимания на паттерне до того, как он станет устойчивым
  • Необходимо использовать практики подходящего уровня внимания (при наличии проблем идти вниз)
  • Психика – инструмент, который должен помогать реализовывать интересы и включать личный экзокортекс
  • Необходим психический «переключатель» режимов: автоматический / медленное мышление

Александр, отличный пост! Я пока бегло ознакомился, но могу сказать, что материал лекции передан точно. Удобно, когда можно прочитать конспект лекции, потому что слайдов для повторения материала может не хватить, а пересмотреть видео не всегда возможно. Обязательно воспользуюсь перед повторением материала к тренингу.

Это очень рутинная работа, которая заняла у меня 16 помидорок, но чего только не сделаешь, чтобы другим было лучше!

А как происходит процесс создания конспекта? И сколько времени примерно занимают разные этапы - от создания первой версии конспекта до шлифования текста?

Делается всего одна версия) Единственное что приходится кое как шлифовать - опечатки, отступы и еще какие-то ошибки(вручную, на интуиции). Сколько времени занимает каждый этап - сложный вопрос, кроме общего времени я ничего не засекал) Но ошибки я исправляю быстро, но плохо))

Все просто, запустил ролик, если считаю нужным -  записываю слово в слово, если проговаривается лектором какая то общая ситуация - стараюсь своими словами, иногда даже примеры свои подставляю, если уверен что будет правильно.

Бывает еще такое, что забываю указать некоторые вещи в конспекте (например строчки текста с презентации или еще что то), тогда в таком случае выделяю время и говорю что нужно обкатать материал для выпуска в свет, текущая версия еще не годится.

Согласен с Игорем,  очень кропотливый труд проделал Александр.  Нахожу его работу очень полезной и нужной как для себя самого так и для одногруппников. Спасибо.