Мой опыт в практиках собранности

Для меня всегда было сложным фокусироваться на главном и доводить дела до конца. Я думаю, что это мешало мне добиваться серьезных результатов и существенно ограничивало мои достижения. Я очень легко отвлекаюсь и переключаюсь на другие, более доступные занятия, вроде потребления новостей и FB, и потом корю себя за это. Я изучал много теории и планировании дел, и за последние несколько лет выбрал несколько инструментов, которые помогают мне. Опишу практики собранности для тренировки на неделе в пересечении со своим опытом:

Todo-листы я использую последние 3 года это были просто текстовые файлы, в которых я записывал что нужно сделать. С ними есть проблема – задачи имеют свойство накапливаться, и я не всегда работаю чётко по списку, иногда просто в конца дня зачеркивал то, что сделал, а остальное переносил дальше.

С начала этого года я использую Maxdone по совету Макса Дорофеева. В его второй книге "Путь джедая" он пишет о том, что способность концентрироваться не достигается сразу, а тренируется понемногу. Не стоит пытаться запрыгнуть сразу на верхний уровень.

Практика использование календаря, и планирование дел в нём сильно помогли мне в том, чтобы не забывать важные вещи в будущем, и готовиться к ним заранее. Следующим шагом здесь я вижу выделение тайм-слотов на работу по конкретным задачам, раньше в календаре были в основном коммуникация и поездки. Личный календарь я использую уже 2 года, и часто сложно синхронизировать его с рабочим.

Я радуюсь тому, что каждую неделю как минимум 4-5 дней читаю non-fiction книги по 20-40 минут. В последний год начал эксперименты с чтением 2-4 книг параллельно, и не гнушаюсь прекращать читать ненужные.

Pomodoro использую редко. Видимо, можно будет интегрировать его с практикой выделения времени в календаре под рабочие задачи.

Формирование заметок – не новый для меня инструмент, но я хочу достичь в нём мастерства, т.к. заметки у меня раскиданы и по google keep, и по google doc, и по блокнотам.

Мышление проговариванием – про себя заметил, что лучше усваиваю новую информацию, когда рассказываю о ней кому-либо. С наступлением карантина делать это стало сложнее, родные уже шарахаются от меня и моих идей ?

Мышление письмом – последние 2 недели стараюсь писать в FB посты на интересующие меня темы, ещё поставлю себе в план писать короткие ревью на книги, которые прочитал. Никогда не практиковал это осознанно, как важный инструмент.

Чек-листы – никогда не пользовался ими системно, в основном для повторяющихся мероприятий, вроде подготовки встреч сообщества или сборов в отпуск. Думаю, что они пригодятся мне для более сложных задач.

Для меня важнейшей практикой, которую я буду тренировать на курсе будут психопрактики, позволяющие экономить мыслительный ресурс, и не отвлекаться.

Автор: Сергей Кадомский

Спасибо большое вам за пост! Надеюсь, вы укажете имя, чтобы я смогла отметить и поблагодарить вас в нашем канале в Тимс)



По поводу переноса задач на следующий день в to-do: это как раз абсолютно нормально. Типичные причины следующие:

  1. Прилетела более важная/срочная задача,
  2. Заранее запланированная задача заняла больше времени, чем вы оценили изначально,
  3. В ходе выполнения задачи было много отвлечений,
  4. Не был продуман и предъявлен в явном виде метод (практика), при помощи которого решаете задачу, и выбранный метод оказался неэффективным.

Для каждой из причин свои способы изменить ситуацию:
  1. Прилетела более срочная/важная задача, чем (одна из) тех, что запланированы на день – переносите аналогичную по объему/сложности задачу из запланированных на следующий день (время, как и внимание – ограниченный ресурс, у нас только 24 часа в сутках, и сном жертвовать нельзя, и на отдых время выделять обязательно). Переносить менее срочные/важные задачи нормально, не нужно ругать себя за это.
  2. Заранее запланированная задача заняла больше времени, чем вы планировали изначально – такая ситуация будет возникать достаточно часто, особенно если речь о новых типах задач, поскольку у нас никогда нет полной информации, и предсказать/предусмотреть все на свете невозможно. В данной ситуации принять к сведению время выполнения, скорректировать свою оценку задачи в будущем, а в текущий момент принять решение: продолжать ли заниматься задачей (с учетом всего списка на день) или перенести ее, либо перенести другую задачу.
  3. В ходе выполнения задачи было много отвлечений – здесь как раз пробуем ставить Pomodoro (одновременно переводим в режим "не беспокоить"/выключаем мессенджеры – 25 минут можно и без них пожить).
  4. Не был прописан/предъявлен (самому себе или другим) метод (практика) решения задачи, выбранный метод оказался неэффективным – перед тем, как выполнять сложную/новую задачу, нужно сесть и продумать, как вы будете ее решать. То есть, выбрать и прописать в явном виде метод решения. Это позволит, во-первых, четче следовать выбранному методу, во-вторых, отловить ошибку в ходе применения метода, в-третьих, оценить эффективность выбранного метода и поменять его, если нужный результат не оказался достигнут. Но для начала метод надо выбрать, назвать и где-то прописать – потому что пока вы делаете задачу "непонятно как", вы с этим "непонятно как" ничего не сделаете и улучшить процесс не сможете. А вот выбранный, названный и предъявленный (себе и другим) метод уже можно обсуждать. Например, "чтобы делегировать задачу подчиненному, я использую практику написания чеклистов и напишу чеклист – список тем, которые нужно будет упомянуть/раскрыть в задаче, или список критериев, на которые будет опираться подчиненный при решении задачи и предоставлении результатов".

Что касается планирования в календаре – личное и рабочее разделить сложно, да и не особенно нужно. Что нужно – так это выделить время и на личное, и на рабочее.


Мысль “концентрируемся понемногу, не пытаемся объять необъятное” абсолютно верна.

С заметками и мышлением письмом тоже разберемся, для чеклистов рекомендую читать Атула Гаванде “Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям”.

Анна, спасибо вам за развернутые комментарии. Этот пост написал Сергей Кадомский, я добавил автора в конце странице.

Сергей, спасибо за пост. Интересно почитать о личном опыте применения практик. Мне близко ваше отношение - не пытаться сразу достичь максимальных уровней концентрации. С опытом пришла к тому, что лучше в качестве эксперимента пробовать в течение нескольких недель максимум 2-3 практики  - зайдет/не зайдет. Постепенно включать их в систему планирования и в ежедневный график. Еще мне очень помогает периодически пересматривать то, как я планирую и какие практики использую и выбрасывать "морально устаревшее" или ставить задачку найти новые практики, которые будут лучше подходить к актуальным целям и образу жизни.