Первый пост после первой лекции по введению в системное мышление

В субботу была проведена наша первая лекция по введению в системное мышление, где было рассказано об организационных моментах, основных понятиях, первых домашних заданиях. Перед этим проверили связь, познакомились на тестовом созвоне, атмосфера была приятная, сразу видно что люди настроены работать.

Теперь небольшой конспект лекции.

Предисловие.

Для того чтобы сорентироваться в физическом мире, нам предстоит для начала разобраться в абстрактном мире (убеждения, картины мира которые описываются буквенно, циферно; на бумаге или голосом), он поможет принимать лучшие решения и менять реальность. Разделить мысленно про себя границу этих миров, чтобы постоянно при общении или чтении обращать на это внимание.

Что мы инвестируем ? Время, деньги.

По итогам курса презентацию надо делать, сейчас стоит зафиксировать текущее состояние дел.

Чему и как учиться? Сложно спрогнозировать какое будущее наступит, поэтому не удается сказать какая профессия будет востребованней, поэтому необходимо вкладывать себя по двум главным управлениям - мастерство собранности (собрать себя в кучку), развитие интеллекта (находить методы решения новых задач) - онтол, сис.мышл, и др. Надо учиться быстро переучиваться.

Для нас очень важна интересная жизнь, и для этого мы вибираем роли, строим личные системы. Как выбирать системы и как видеть свои личные возможности, будем говорить потом.

Чтобы понимать себя, свое мышление, как мы думаем, управлять вниманием, что выделять из своей жизни на что обращать внимание мы будем выделять определенные роли системы.

Учится впрок рискованная инвестиция, но не учится ничему - значит сразу проиграть.

Мы все играем роль предпринимателя, то есть распоряжаемся куда вкладывать наши ресурсы, роль инженера, потому что строим какие то системы и являемся менеджерами по отношению к себе потому что распоряжаемся средствами, сроками по выполнению чего то. А еще есть роли социальные - родитель, ребенок , поэтому важно иметь еще и ролевое мастерство. Когда будем говорить про ролевое мастерство то это значит что это и мастерство собранности тоже.

Ну и когда мы ставим цели, важно понимать, что не каждая цель оправдывает средства. Они достаточно важные, и поэтому стоит вопрос связки системного мышления и этики.

От курса необходимо разобраться с ролью ученика, составить свою личную траекторию обучения ознакомиться с определенными понятиями системного мышления, обрести некоторую уверенность в себе и в завтрашнем дне.

Лекция.

Как удалось человеку стать таким развитым существом на планете

Какие преимущества человека в совр.мире

мы быстрее передавали опыт от предков и далее

комуникация

одна с гипотез: мы можем собираться в очень большие группы и одновременно иметь быструю реакцию на изменения

как появились такие группы? мы смогли выдумать такой абстрактный мир, какие то понятия, и записать их в символьной форме, наш мозг стал лучше чем остальные анализировать, смотреть, моделировать. Наш мозг постоянно описывает физический мир и на основе этой картины мира и принимает решения.

Картины мира - описания мира физического. Их можно разделить на две категории : научные (теория: причина и следствие), ненаучные (истории, легенды, суеверия) когда вероятность того что картина мира описывает достаточно мала.

Теория=модель=описание

Отличие лишь в том что одни модели имеют одну вероятность предсказания, а другие - другую.

Любая теория это только часть описания физического мира. Состоит из понятий , терминов. Могут быть всякие правила, принципы. Кто то создает теории со своей так сказать стороны. Можно привести пример с биологом, он видит человека по своему, военный может увидеть по своему, врач по своему и т.д. Каждый видит по своему, со своей какой то роли.

Слова "правда", "как правильно" постараемся не употреблять при обсуждении, только с разных вьюпоинтов.

Когда говорим о моделях чего нибудь, важно заземлять их к физическому миру, часто люди застревают на уровне абстракций, это не очень хорошо.

Как переводится школа с греческого языка ? Досуг, приятное времяприпровождение. Раньше люди не могли себе позволить ходить в школу, только обеспечивали свое существование.

Мы создаем в течении всей жизни определенные системы. Вырастить сына - создать определенную человеческую систему, готового к жизни человека. Мы из себя выращиваем человека, который приспособленый к жизни. Дом - инженерная система, на работе тоже инженерные системы.

Мы когда развиваемся, учимся , живем, то хотелось бы не выживать и бороться за свою жизнь а тоже иметь приятное времяпровождение как в рабочей так и в домашней ситуации. Даже когда мы отдыхаем , то тоже создаем определенную систему. Если говорим об отдыхе , это восполнение человеческого ресурса, зарядка батареек.

С какими теориями и методами необходимо идти по жизни?

Инстинкты, привычки, внешняя среда. Часть вторая лекции.

Что движет человеком? Инженерия психики считает что это потребность и неудовлетворенность

как мы принимаем решения и действия? с помощью чего?

  • инстинктов(биологическое)
  • привычек (приобретенное)
  • медленного мышления

Как сделать чтоб наши решения постоянно улучшались? Постоянно улучшать личную модель мира

Мозгу хочется потреблять информацию постоянно

Внимание - главный ресурс

"свобода воли" - исследование где говорят о том что особо ничего люди не принимают из решений сами, все проходит извне.

Без образования и внешней среды работают только инстинкты.

Привычки - автоматизмы, которые формируются под воздействием внешней среды.

Доводить хорошие действия до автоматизма это важно. Важно пользоваться медленным мышлением, но помним, что оно тоже ограничено.

Правильное обучение это осознанное изучение, понимание разных моделей мира, как они связаны с миром физическим.

Результат обучения - картина мира, мастерство для получения результата в физическом мире (это значит как модели применяются на практике).

Спектр мышления - от быстрого (левое) к медленному (правому)

Почему не стоит всегда создавать модели с 100 проц вероятностью? Потому что на это может уйти много времени да и средств

Спектр мышления важен для того чтобы понять как у нас устроено обучение (формальное - когда мы говорим об этих понятиях, вводим определенные слова которыми описываются модели), включаем правый спектр мышления и сосредоточиваем наше внимание на то как устроена какая то теория, какое то описание.

Невозможно учится исподволь или играючи, потому что при таком обучении правый спектр мышления практически не включается вообще, и ученик не думает осознанно.

Основные понятия дисциплины - онтика.

Посмотреть как работают схемы из первой лекции!!

Потребление информации не значит обучение

Если мы хотим создавать системы а не оставаться простым потребителем, то придется всю сложность брать на себя и разбираться в ней. Идти за сложностью а не за простотой!

Слово профессия постепенно исчезает.

Расслоение - интеллектуальная элита и потребляющее население.

Сложность мира растет постоянно.

Системное мышление - теория , понятия с помощью которого можно описывать физический мир с точки зрения предпринимателя, инженера, менеджера, в самых разных сферах, маркетинг и т.д.

Каждый видит свое , со своих ролей. Системное мышление (подход) связывает все эти точки зрения в одну картинку да еще чтоб ничего не противоречило картине мира каждого из этих людей

Обучение - осознанная загрузка теорий в голову

Существует множество картин мира а интеллект позволяет выделять и отбирать то что нам важно.

Для изучения методологических дисциплин необходимо мастерство собранности.

По практикам собранности: по планированию и расписанию - нам это важно не только потому чтоб организованным быть, а и чтоб снизить влияние окружающей среды, это важно, если нету планов, мы плывем фиг знает куда.

Помимо лекций выделить время на тренинг.

Время на выполнение курса тоже необходимо вставить в расписание, если получится больше 4х часов в неделю на курс - отлично.

Взять себе привычку читать определенное количество страниц, начинаем с 10.

Мышление проговариваем помогает наработать навык мышления понятиями изучаемой теории. Можно проговаривать в тех понятиях которые узнали с лекции, а можно в тех понятиях которые понятны людям. Но лучше конечно в понятиях системного мышления.

По мышлению письмом: сначала пишем посты по теме лекций, а по мере накопления заметок - по интересным темам, в т.ч по саморазвитию.

Чек листы курса сделаны чтоб удерживать внимание в течение недели

P.S. Прокоментируйте пожайлуста, вдруг чего то не хватает.

Благодарю за пост. Возможность прочитать Ваш конспект лекции - это возможность прожить её ещё раз, но посмотреть Вашими глазами, отметить для себя другие - не мои - акценты, согласиться с парой идей, пару вспомнить и обдумать ещё раз.
Вновь поразмыслить над “вилкой” между 100% проигрышем и небольшой вероятностью успеха при целенаправленном обучении.

Мы не являемся квалифицированными заказчиками на собственное обучение - так давайте совместно и постепенно эту квалификацию повышать.

Спасибо большое за комментарий) Конечно повысим, мы же для этого здесь)

Спасибо за конспект. Отметила для себя несколько моментов, которые не зафиксировала в своих записях.

Александр, спасибо за пост! Было интересно прочитать, что именно показалось вам в лекции интересным/что зацепило. Хорошо, что начали писать, так держать!

там было записано все подряд) А так постараюсь посты делать каждую среду, я уже выделил время. Спасибо за похвалу)

Хороший конспект! Тут собрано и обобщенно главное, и ничего не пропущено, насколько я могу судить.

Я тоже присоединяюсь ко всем благодарностям за конспект, очень полезно было еще раз прочитать материал. Что зацепило, это быстрое и медленное мышление. Все время нас учили быстро оценивать обстановку и быстро принимать решение и еше быстрее его выполнять.Как в последствии  понял, вырабатывали интуицию. Если она есть ты жив и потом можешь подумать что же  дальше.Ну а если ее нет , то и … вот как то так.